Непреодолимые высоты. Изучили с колясочниками бобруйскую (без)барьерную среду

4420
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Хотя закон обязывает понижать бордюры в городе и устанавливать пандусы в новых постройках, бобруйские инвалиды-колясочники вынуждены всего добиваться сами. «ВБ» поговорил с представителями дорожно-эксплуатационного предприятия и активистами ассоциации инвалидов, а также устроил собственный рейд по центру города.

Как рассказали в БУКДДЭПе, по техническим нормативно-правовым актам бортовой камень, ограждающий тротуар от проезжей части на перекрестках и проездах, должен быть понижен «в ноль». Что мы видим на практике?

Наш эксперимент: бордюры…

Проверить, насколько безбарьерна городская среда Бобруйска хотя бы в центре, согласились Анастасия Федорова и Светлана Яковлева. Девушки передвигаются на колясках.

Дворовой проезд недалеко от площади Ленина, рядом с домом 109 по Советской. Высота бордюра, который отделяет тротуар от проезжей части на пешеходном переходе – никак не меньше 12 сантиметров. Анастасия и Светлана даже не пытаются преодолеть такое препятствие.

Светлана и Анастасия на перекрестке Советской с дворовым проездом. Светлана и Анастасия на перекрестке Советской с дворовым проездом.

Бордюр на переходе через улицу Советскую между площадью Ленина и «Альфа-Банком» Бордюр на переходе через улицу Советскую между площадью Ленина и «Альфа-Банком»

Самый центр города, пешеходный переход на перекрестке Советской и Горького. Высота бордюра – около девяти сантиметров.

Анастасия признается: такую высоту могла бы «взять», но только с сопровождающим. Иначе она рискует опрокинуться назад и получить травму.

Движемся дальше. Пешеходный переход на перекрестке Советской и Гоголя. Высота бордюра здесь просто критичная. Анастасии и Светлане приходится двигаться в обход, по проезжей части.

Местами приходится двигаться по проезжей части. Местами приходится двигаться по проезжей части.

Участок тротуара на Советской, возле Свято-Никольского кафедрального собора – здесь пара метров разрушенной дорожки, без асфальта и плитки, с выступающими обломками бетона. Светлана проезжает без проблем, а вот Анастасии на более легкой коляске нужна помощь.

...и пандусы

По закону «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» все вновь строящиеся дома и объекты инфраструктуры должны иметь пандус.

Вместе с тем наш эксперимент показал: наличие пандуса еще не гарантирует для колясочников безопасный доступ в помещение. Пример – центр города, косметический магазин на пересечении Минской и Пушкина. Пандус установлен, но подняться по нему Анастасия не может – рискованно даже с сопровождением. Слишком высокий угол подъема и скользкая поверхность.

Кондитерский магазин и кофейня в здании гостиницы «Бобруйск». Пандус здесь есть, он не скользкий, и угол подъема приемлемый – но дверь открывается прямо на человека, который по нему поднимается. Наши героини рассказывают: приходится маневрировать и стараться «изловчиться», чтобы попасть внутрь или выйти.  

Такая же ситуация возле аптеки на перекрестке Интернациональной и Советской.

У перекрестка Минской и Пушкина. У перекрестка Минской и Пушкина.

Кондитерский магазин и кофейня в здании гостиницы «Бобруйск». Дверь открывается на входящего. Кондитерский магазин и кофейня в здании гостиницы «Бобруйск». Дверь открывается на входящего.

Видим положительные примеры там, где владельцы шли навстречу, когда к ним обращались сами колясочники. По просьбе Светланы владелец кофейни «Кофе саунд» сделал пандус для входа на летнюю площадку, а в кафе «Пицца Браво» и «История» появились портативные пандусы. А вот в «Любимом месте» все сделали как следует и без просьб.

Кроме того, участницы нашего эксперимента рассказали: у них наконец появилась возможность практически без проблем попасть в большой зал театра. После полугодовых переговоров там установили комфортные для колясочников сходы.

Добивались сами

Чаще всего так и происходит: Светлана и Анастасия, вместе с другими инвалидами-колясочниками, сами добиваются понижения бордюров и установки пандусов.

Сергей Мацкевич, например, посвящает этому очень много времени и сил. Мужчина является членом Центрального совета республиканской ассоциации инвалидов-колясочников. Он рассказал, что движение к лучшему началось в городе около пяти лет назад. С тех пор Сергей, как представитель ассоциации инвалидов-колясочников, ежегодно участвует в разработке плана по понижению бордюров и обустройству тротуаров. В качестве эксперта ездит с БУКДДЭП по городу, указывает на недостатки, дает рекомендации.

На площади Ленина бордюры занижены «в ноль». На площади Ленина бордюры занижены «в ноль».

В БУКДДЭПе, организации, которая в первую очередь отвечает за благоустройство среды для инвалидов, пояснили, что понижают бордюры в городе по специальному плану-графику, исходя из первоочередных потребностей инвалидов-колясочников. По словам главного инженера предприятия Александра Коновалова, они ежегодно проезжают по всему городу вместе с Сергеем Мацкевичем и с учетом его замечаний составляют план-график работ на год. Акцент делается на доступ к социально-значимым объектам.

– На сегодняшний день сделано многое, но этого, конечно, недостаточно. В идеале было бы создать маршруты, которые соединяли бы социально значимые объекты. Пока этого нет, нельзя сказать, что в городе создана абсолютно безбарьерная среда. По-прежнему критичными районами для нас остаются окраины, а ведь не все колясочники живут в центре, – рассказал Сергей.

Активист подчеркнул, что создание безбарьерной среды в городе – очень важный вопрос, поскольку для человека в коляске то, как обустроена окружающая среда, во многом определяет и качество жизни.

– К созданию комфортной и дружественной среды должны подключаться все коммунальные структуры, а не только БУКДДЭП, – уверен Сергей. Он поясняет: после ремонта труб или тепловой сети асфальт кладут обратно «Теплоэнергетика» или «Водоканал». И вот они зачастую возвращают на место высокие бордюры, которые дорожники до этого понизили «в ноль».

Советская 129, возле Дома быта. Советская 129, возле Дома быта.

Светлана Яковлева, как и Сергей, активно общается и с коммунальниками, и с владельцами различных заведений в городе. Несмотря на все трудности, она уверена:

– С каждым годом наш город становится все более безбарьерным и доступным для колясочника, это не может не радовать. Бордюры опускаются, дороги чинятся, пандусы пристраиваются. Конечно, есть еще нюансы, над которыми нужно работать, но я надеюсь, что со временем и они будут устранены.  

Анастасия Федорова, вторая участница нашего эксперимента, дополняет:

– Мне бы хотелось, чтобы, открывая новое заведение или делая его модернизацию, хозяева помнили о доступности для людей на колясках не меньше, чем о самом входе в заведение. Ведь никто не забывает ставить дверь. 

 

Магазин открылся недавно, пандуса нет. Магазин открылся недавно, пандуса нет.

Аптека на Интернациональной. Аптека на Интернациональной.

Для людей на коляске надпись выглядит довольно цинично. Для людей на коляске надпись выглядит довольно цинично.

В некоторых учреждениях, хоть пандуса нет, работает кнопка по вызову сотрудника, который поможет В некоторых учреждениях, хоть пандуса нет, работает кнопка по вызову сотрудника, который поможет войти внутрь.

Ул. Советская в районе Свято-Никольского кафедрального собора. На легкой коляске Аси по этому Ул. Советская в районе Свято-Никольского кафедрального собора. На легкой коляске Аси по этому участку проехать очень сложно.

Пандусы на ул. Социалистической. Они есть, но толку нет: слишком узкие. Пандусы на ул. Социалистической. Они есть, но толку нет: слишком узкие.

В магазин «Твое» просто так не попадешь. В магазин «Твое» просто так не попадешь.

Попасть в учреждение с таким крыльцом у колясочников нет шансов. Попасть в учреждение с таким крыльцом у колясочников нет шансов.

На крыльцо ресторана заехать можно легко, но вот в дверях путь преграждает высокий На крыльцо ресторана заехать можно легко, но вот в дверях путь преграждает высокий порог.