Павлику Утюпину несколько месяцев от роду.
П. В. Утюпин (крайний справа) в день окончания магистратуры.
Цитата: «Мне нравится выражение местных жителей, что Бобруйск в республике не первый город, но и не второй»
Родился: 17 декабря в Приморском крае (Дальний Восток).
Учился: в 1-й класс пошел в п. Краскино (Дальний Восток), затем, переезжая с семьей, сменил еще несколько школ, среднее образование получил в гимназии г. Борисова. В 1994 г. поступил в Белорусский государственной экономический университет, который окончил в 1998 г. 1998-1999 г.г. — учеба в магистратуре при БГЭУ. 1999-2002 г.г. — в аспирантуре. С 2005 по 2007 гг. без отрыва от производства учился в Институте государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Работал: экономистом на Борисовском СП «Фребор», с 2002 по 2006 гг. — советником и главным советником председателя Могилевского облисполкома, с сентября 2006 г. по настоящее время — заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Белшина». С осени 2008 г. является членом Совета республики Национального собрания Республики Беларусь, членом постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности.
Семейное положение: жена Александрина Олеговна находится в декретном отпуске по уходу за ребенком, до этого работала в Бобруйском филиале РУП Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру. Воспитывают двух детей, старшей дочери Софии — 4,6 года, младшему сыну Андрею — 2 месяца.
«Мне по жизни много везло»
— Павел Владимирович, вы в свое время сменили много мест жительства. Где ваша родина?
— Этот вопрос обычно вызывает у меня затруднение. Корни мои в России, Курганской области, откуда родом мать и отец. Отца, военнослужащего, направляли служить в разные регионы тогдашнего СССР. Родился на Дальнем Востоке. Гимназию оканчивал в Борисове и вся последующая жизнь связана с нашей республикой. Потому я бы сказал, что у меня две родины — Беларусь и Россия.
— Как так вам повезло: сразу после университета попали на работу к первому лицу Могилевской области?
— Вы правильно сказали: повезло. Вообще мне по жизни много везло. Прежде всего, повезло, что поступил на факультет международных экономических отношений. Первый курс отучился заочно, и за это время приобрел опыт работы на предприятиях. На последнем курсе аспирантуры мне стало известно, что подыскивают кандидатуру на должность советника председателя Могилевского облисполкома. В основном искали из иногородних, потому что минчане, естественно, старались остаться в столице. Остановились на мне. В 25 лет я занял должность советника, через два года стал главным советником. Оттуда через четыре года перешел на должность заместителя генерального директора ОАО «Белшина».
— Что входило в обязанности советника предоблисполкома?
— Мы вместе с помощником председателя и пресс-секретарем готовили информацию к совещаниям, отчетам, писали аналитические обзоры, проекты решений облисполкома, справки к ним и т.д. А поскольку я по образованию экономист, то все, что связано с экономикой, ложилось в первую очередь на меня. Тогда же пришлось столкнуться с организацией приема граждан. Сейчас мне, как члену Совета Республики, организовывать их проще — есть опыт, знаю также, с какими вопросами люди приходят к депутатам.
— В 29 лет вы стали заместителем генерального директора крупного предприятия. Там специалисты, может быть, годами «делали» карьеру. И вдруг, как кота в мешке, присылают молодого и горячего… Не чувствовали ревности со стороны шинников?
— Прежде всего, когда мне предложили занять эту должность, я долго думал, наверное, больше месяца. Опасался, что не справлюсь, ведь если у меня был опыт работы экономистом на борисовском СП «Фребор», где делали искусственную почку, если были неплохие знания, образование, то не было опыта руководящей работы. Да, было опасение относительно того, как примет коллектив. Но коллектив, в основном женский, принял и в первый год работы, когда шла притирка, здорово помог. Я не боялся задавать любые вопросы.
— Вы много где побывали, долго жили в Борисове. Заметили ли вы отличия Бобруйска от других городов?
— Интуитивно я чувствую отличие, однако сформулировать его, охарактеризовать сложно. Мне нравится выражение местных жителей, что Бобруйск в республике не первый город, но и не второй.
— Когда вы решили пойти в «сенаторы», представляли, с чем придется сталкиваться? Теперь, спустя некоторое время, не жалеете о своем выборе?
— Нет, это не было ошибкой. Когда появился шанс поработать депутатом, в сфере, где еще не было никакого опыта, я подумал: а почему бы не попробовать.
— По тому, как долго вы шли в «Вечерку», можно сделать вывод, что вы чрезвычайно занятой человек…
— Я иногда шучу: у меня 8-часовой рабочий день, в 8 утра и до 8 вечера…
— Так вот, бывает ли у вас свободное время и на что вы его тратите?
— Я иногда думаю: хорошо на Западе: там в 8 утра, например, нажал кнопку станка, а ровно в 17 выключил. Здесь же приходится работать и работать. Три раза в месяц провожу встречи с избирателями. А выходные, в воскресенье и, бывает, в субботу, стараюсь провести их с семьей.
«И на шинном хватает проблем»
— Вот мы заговорили о специфике нашего города, так одна из характерных его черт — слухи. И поскольку значительная часть бобруйчан работает на «Белшине», то энная часть слухов касается этого предприятия. Так, поговаривали, что оно закрывается, что его продают, что шины никто не покупает… А что вы скажете о «Белшине» и его будущем?
— Действительно, я заметил эту особенность города. И слухи о «конце» «Белшины» до меня доходили. Да, было сложное время. Кризис затронул в первую очередь машиностроительную отрасль и добывающую промышленность, на которые ориентирована «Белшина», 65-70 процентов выпускаемой продукции идет на экспорт. Но сложившаяся еще в советские времена база позволяет выпускать широкий ассортимент изделий, перестраиваться на выпуск других изделий. Благодаря этому даже в 2009 сложном году предприятие работало без внеплановых остановок производства, 7 дней в неделю в 3 смены. Да, произошло снижение объемов производства к уровню 2008 года в денежном выражении, но в штуках объем не снизился. Мы не потеряли свои рынки, а по некоторым даже усилили позиции. Мы не только держимся на плаву, но и зарабатываем средства для развития производства, выполняем программу технического перевооружения, а она предусматривает вложение десятков миллиардов рублей ежегодно, осваиваем выпуск новых видов продукции и выходим с ней на новые рынки. За три последних года «Белшина» создала 14 торговых домов — в России, Украине, Казахстане, ЮАР, Литве, Гане, Сингапуре, сейчас рассматривается вопрос о создании такого дома в Бразилии. В настоящее время мы закупаем оборудование для того, чтобы выпускать шины с посадочным диаметром 16 дюймов, которые мы до этого не выпускали. Это одновременно и импортозамещающий проект. В дальнейшем будем рассматривать возможность выпуска шин на 17 дюймов. Это только по заводу массовых шин, а такие программы техперевооружения есть на каждом заводе.
Но я не хочу сказать, что шинникам можно впасть в эйфорию, что на предприятии нет проблем. Очень много проблем с экономикой, руководство постоянно ставит вопрос о снижении затрат, себестоимости. Все это имеет конечной целью зарабатывание средств на развитие производства и повышение заработной платы работающих.
— Но по зарплате, кажется, шинникам нечего беспокоиться, она одна из самых высоких в городе...
— Да, суммы выплат растут, но с учетом инфляции в прошлом году произошло некоторое снижение реальной зарплаты. Так что на «Белшине» не все просто. Но будущее у предприятия есть, руководство в лице генерального директора понимает, куда нужно идти.
«Наша экономика — открытая»
— В последние годы между нашей страной и Россией прошли молочные, нефтяные, газовые «войны». Не случится ли шинная? От ваших шин Россия не откажется?
— Думаю, нет, во всяком случае, предпосылок для этого я не вижу.
— Предпосылки могут сложиться на политической арене…
— На мой взгляд, от шин Россия может отказаться в случае, если россиян не будет устраивать цена или качество. В нашем сегменте это соотношение (цена-качество) неплохое, что признают другие страны, в том числе и Россия. Ну, и чтобы не случилось подобной войны, существуют правительства, президенты стран, этой цели служит и единое таможенное пространство.
— Кстати, о таможенном пространстве. Ему всегда препятствовали протекционистские настроения: если мы выпускаем свои шины, то постараемся не пустить сюда шины из Волжска, Белой Церкви и других шинных комбинатов. А там в свою очередь будут стараться избавиться от белорусского конкурента.
— Можно закрыться от всех, от всего мира и работать только на себя, блюсти свои интересы. Но наша экономика — это открытая экономика, мы вольно или невольно вынуждены общаться с другими странами. Еще с советских времен так сложилось, что у нас развивалась промышленность, но не было своей сырьевой базы. И в силу этого мы всегда были и будем в открытом рынке.
— Придем ли мы когда-нибудь к единому экономическому пространству?
— Хочу надеяться, что придем, что союз стран этого пространства будет расширяться, чтобы в него включались новые и новые государства. Но это вопрос времени.
«Весь ремонт в доме на мне»
— Ваш отец был кадровым военным, а мама?
— Мама, Любовь Ивановна, учитель начальных классов. Родители, слава Богу, живы, проживают в Борисове. Вместе с ними живет и моя сестра Кристина, по профессии она юрисконсульт.
— А жену вы где нашли?
— Познакомились еще в студенческие годы, она училась на первом курсе, а я на последнем. В 2005 году мы поженились, и я привез ее из Минска в Могилев, где тогда работал.
— Вы уже говорили, что свободное время стараетесь проводить в кругу семьи. Но есть же у вас какие-то увлечения?
— На рыбалку с друзьями выбираюсь, но чтобы на постоянной основе — нет. У меня фанатичный интерес к технике, есть множество механизмов для ведения домашнего хозяйства — дрели , фрезы, перфораторы, электролобзик… Одно дело проводку провести с помощью плоскогубцев, а другое — быстро проштрабить стену для провода. Стараюсь электроинструменты своевременно докупать: чтобы, если что-то сломается, было взамен. Весь ремонт в доме, за исключением профессиональных работ, на мне.
Наша анкета
Кто вы по знаку Зодиака? — Стрелец.
Ваш любимый цвет? — Синий, фиолетовый.
Любимое блюдо? — Ой, их много… Например, с детства люблю окрошку, уральскую, на квасу. И беляши.
Что предпочитаете выпить? — Коньяк. А из неалкогольных напитков — пиво. Кстати, бобруйское, считаю, неплохое пиво.
Любимое животное? — Собака.
Какую музыку любите слушать? — Разную. Кроме попсы.
Фильмы, которые вам запомнились? — В последнее время люблю пересматривать старые, черно-белые, наивные советские фильмы, такие как «Девушка без адреса», «Максим Перепелица» и другие. Современные фильмы второй раз просматривать не хочется.
Какие книги любите читать? — Теперь чаще читаю законопроекты. Но люблю иногда перечитать Булгакова, Алексея Толстого, особенно его «Петра Первого».
Верите ли в жизнь после смерти? — Хотелось бы. Скорее, да.
Место, где вам хотелось бы побывать? — В силу специфики моей работы я много где побывал, но из стран Юго-Восточной Азии был только во Вьетнаме. Хотелось бы увидеть и другие страны этого региона, они очень колоритны. Но чем больше бываю в других государствах, тем больше убеждаюсь, что жить хочется только здесь.
Александр МАЗУРЕНКО.
Фото Валентина СЫСОЯ и из семейного архива гостя.