На «Штейере» с ветерком
Могилевский краевед Леонид Плоткин пишет, что в декабре 1924 в Могилеве появилась контора автотранспортного и торгово-промышленного акционерного общества «Белавтопромторг». В ней первоначально имелось 2 автобуса.
В автобусном парке подчеркивают, старт перевозкам был дан 11 декабря 1924 года: тогда автобусы стали совершать регулярные рейсы по маршруту «Вокзал – Площадь» общей протяженностью 4 километра. В интернете также можно найти информацию о междугородних маршрутах Могилев – Чаусы и Могилев – Пропойск с мая 1925 года. «Однако, – уточняет Леонид Плоткин, – Насколько это соответствует действительности, сказать трудно. Ибо ссылка на первичный документ отсутствует».
К слову сказать, в то далекое время в БССР получили распространение автобусы «Штейер». Работали такие автобусы и в Могилеве. Согласно статистического сборника «Коммунальное хозяйство СССР к концу первой пятилетки», в Могилеве коммунальники имели в 1930 году 6 автобусов. Протяженность маршрута составляла 8 километров. В среднем за год каждый могилевчанин проехал на автобусе 54 раза.
«Платили по 5 копеек за каждую остановку»
По информации MogilevWiki, к 1950 году по городу ходили 18 автобусов.
Пару лет назад мы общались на эту тему с коренной могилевчанкой Надеждой Федорович ( к сожалению, она умерла весной 2024 года). Так вот, Надежда Александровна эту цифру не подтверждала, но и не опровергала.
– Точно я, конечно, не считала, но где-то так, – рассказывала она. – Помню, ездили автобусы до вокзала, мясокомбината, Любужа, Буйнич... Многих же районов, наподобие Непокоренных, не было. Постепенно город расстраивался, появился Лавсан – запустили не только новые автобусы, но и троллейбусы. Они до этого по Могилеву не курсировали (Комбинат синтетического волокна, сейчас ОАО «Могилевхимволокно», начал работу в 1968 году, а первый троллейбусный маршрут №2 от вокзала до поселка им. Куйбышева появился в 1970 году – прим. авт.). Проездных не было. А за каждую остановку платили по 5 копеек (для сравнения: булка хлеба стоила 1 рубль 30 копеек – прим.авт.). Не так, как сейчас – что один билет на весь маршрут.
– А зайцы тогда в автобусах встречались? – интересовались мы тогда у собеседницы.
– И зайцы встречались, и куры, и кто хочешь… Как и сегодня, по салону ходили кондукторы и высаживали самых наглых.
***
Шло время… В «Лету могилевского автобусного транспорта» ушли не только «Штейеры», но также Икарусы, ЛАЗы и прочие марки.
На сегодняшний день суммарная длина автобусных маршрутов в Могилеве составляет около 830 км. Действует же более 40 автобусных маршрутов.