35 тысяч долга за роуминг: как такое может быть и что с этим делать

13.7k
Артем ЛУКЬЯНОВИЧ
У бобруйчанина за границей была включена мобильная передача данных, и ему пришел счет от мобильного оператора А1 на 35 тысяч рублей.

Про такой поразительный случай нам рассказал один из подписчиков в Инстаграме.

«Мне аж плохо стало» – логичное настроение комментаторов. Стали вспоминать и свои подобные случаи.

Dajnekomarinka33: «У меня в мае сработала передача данных в Турции, счет – 280 рублей. Они написали письмо, почти половину списали, но 170 рублей я оплатила. Сегодня после прохождения границы уже на территории РБ сработал роуминг – 90 рублей на счету. В офисе мне сказали: нужно было перезагрузить, чтобы сеть поменялась. Никогда такого не было. Я, бывало, и на границе интернетом пользовалась, а тут минут через 15 после границы. Подскажите, куда можно еще обратиться, чтобы не платить этот долг».

Сразу скажем, что подобные истории случаются с разными операторами, и не только в роуминге. Когда ваш корреспондент пользовался Интернетом по модему от МТС, а трафик был гораздо дороже, чем теперь, компьютер решил незаметно обновиться – на внушительную сумму. В случае нашего подписчика уникально только то, что эта сумма получилась очень уж огромная.

Мы обратились за комментарием к мобильному оператору. В А1 разъяснили технические моменты: «Предоставляя возможность соединения с сетью интернет в роуминге, компания А1 не инициирует сессии и не влияет на содержание и количество передаваемой информации. Объем использованного абонентом интернет-трафика зависит непосредственно от интенсивности работы с сервисом, особенностей приложений, установленных в абонентском устройстве, потребностей пользователя и т.д. В связи с этим важно периодически отслеживать свой расход интернет-трафика, не передавать телефон в пользование другим людям и детям, которые могут включить мобильный интернет случайно или по незнанию.

Взаимодействие смартфона с интернетом (обмен данными, обновление, синхронизация и пр.) может происходить в фоновом режиме. Интернет-трафик используется мессенджерами, приложениями для социальных сетей и медиа, играми, онлайн-картами, погодными виджетами и пр.».

Случайные связи

Передача данных в роуминге отключена – на примере настроек в телефонах Huawei.
Передача данных в роуминге отключена – на примере настроек в телефонах Huawei.

Итак, основная причина непонятного трафика и связанных с ним затрат – фоновый режим интернет-соединений. Который не случится, если автоматическая работа приложений с интернетом отключена, а тем более, если отключена вообще связь аппарата с интернетом. Ограничивать доступ к интернету для программного обеспечения телефонного аппарата и установленных в нем приложений должен и может сам пользователь, устанавливая необходимые настройки в своем смартфоне иди другом устройстве. В телефонном аппарате надо отключать опцию «Данные в роуминге» (или «Роуминг данных», «Передача данных в роуминге»), когда она вам не нужна.

Компания рекомендует обращать внимание на уведомления, направляемые абонентам посредством SMS при расходе интернет-трафика в роуминге и увеличении задолженности на балансе лицевого счета.

Советы абонентам по использованию роуминга представлены на сайте компании в разделах «Частным клиентам»/«Тарифы и услуги»/«Роуминг»/«Страны и тарифы»/«Памятка абонента» и «Частным клиентам»/«Помощь и поддержка»/«Роуминг», а также в приложении «Мой А1».

Кроме того, А1 напоминает, что позвонить в контакт-центр компании по номеру 150 (из сети любого белорусского оператора) или из роуминга по номеру: +375 29 600 01 50 клиенты могут в любое время и бесплатно! (В роуминге исходящий вызов не тарифицируется для абонентов А1). Также можно получить онлайн-консультацию в приложении «Мой А1» или Личном кабинете, на сайте компании, в ее социальных сетях Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники», в Viber, Telegram.

При пересечении границы рекомендуется:

Выключить мобильный телефон до пересечения границы и включить по прибытии на территорию другой страны. После пересечения границы необходимо выбрать сеть оператора-партнера.

Выбор сети может происходить как автоматически, так и в ручном режиме – рекомендуется перевести телефон в режим ручного выбора сети и после пресечения границы выбрать подходящего для вас оператора.

По возможности, лучше выбирать сети операторов группы А1 (Австрия, Болгария, Сербия, Словения, Македония, Хорватия) – список этих и других партнерских операторов и другие подсказки по действиям в роуминге находятся на сайте компании в разделе «Частным клиентам»/«Тарифы и услуги»/«Роуминг» или в приложении «Мой А1».

Иллюстрация androidauthority.com.
Иллюстрация androidauthority.com.

Операторы предупреждают:

  • во избежание автоматического обновления программного обеспечения рекомендуем отключить опцию «Передача данных в роуминге» в телефонных аппаратах, операционная система которых позволяет это сделать;
  • нужно проверять настройки приложений, работающих в автоматическом режиме (например, Е-mail-клиент) – они должны быть переведены в режим работы «по запросу»;
  • в настройках MMS в опциях должен быть отключен «Автоматический прием» или «Прием всегда» и установлен «Ручной прием» или «Прием по запросу» (или выберите «Не принимать», тогда входящие MMS телефоном загружаться не будут;
  • если в настройках включена сеть 4G, то для регистрации смартфона в сети роуминг-партнера будет инициироваться интернет-сессия (тарифицируется минимальный трафик);
  • необходимо корректно завершать работу браузера – убедитесь, что вы закрыли браузер, вышли из интернет-соединения, а не просто свернули окно браузера.

Критическая задержка

То, что с балансом «что-то не то», в роуминге становится понятно далеко не сразу, и это, к сожалению, обычная практика.

«Списание денежных средств за услуги связи, оказанные абоненту в роуминге, производятся компанией по мере поступления информации от зарубежного оператора, – указывается на сайте A1. – В связи с этим окончательная сумма к оплате может быть выставлена спустя некоторое время после того, как абонент фактически воспользовался данными услугами (до 30 дней). При этом может наблюдаться резкое изменение баланса лицевого счета клиента. Подобный принцип списания денежных средств за роуминговые соединения применяется большинством операторов связи».

Также нам в А1 сообщили: «Если оказанные услуги не были оплачены клиентом своевременно, приостановление его обслуживания происходит уже при наличии долга. Какие-либо конкретные сроки отключения абонента от сети, а также порог ограничения потребления интернет-трафика в роуминге условиями договора не определены». И «кроме того, отключение сервиса во время совершения абонентом интернет-сессии невозможно по техническим причинам, в связи с чем блокировка услуг связи осуществляется после завершения текущей сессии».

То есть – не надейтесь, что, как только вы уйдете «в минус», связь прекратится. Она – в данном случае, к сожалению – будет продолжаться еще неопределенное время, давая вам возможность накапливать долги.

Памятка абоненту

Для оптимизации расходов в роуминге А1 предлагает специальные тарифные пакеты группы «Роуминг» сроком действия 7 или 30 дней. Они позволяют воспользоваться включенным интернет-трафиком в роуминге и уменьшают стоимость 1 МБ сверх включенных в пакет в течение срока действия пакета.

Пакеты предоставляются в сетях роуминг-партнеров, поддерживающих их работу (пакеты «Роуминг ТОП 1 ГБ» и «Роуминг ТОП 5 ГБ» доступны в сетях операторов группы А1 (Австрия, Болгария, Сербия, Словения, Македония, Хорватия), а также в сетях мобильных операторов Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, России, Грузии, Турции). Список таких сетей – в приложении «Мой А1». Для корректной работы роуминговых пакетов в сетях предпочтительных операторов лучше использовать ручной выбор сети в меню мобильного телефона.

Еще раз и подробно со всеми советами можно и нужно ознакомиться в Памятке абоненту на сайте А1. Там можно узнать, как правильно действовать при пересечении границы, как проверить свой баланс в роуминге, как проходит списание денежных средств, и другую полезную информацию.

Что же делать?

Что делать после появления гигантского минуса, есть ли шансы его уменьшить, нам в компании не сказали. Наверное, чтобы не обнадеживать зря всех подряд и тем самым косвенно не поощрять в долги влезать. Конечно же, если не чувствуете за собой особой вины, стоит обратиться в компанию – будет проверка звонков и трафика. Здравый смысл подсказывает, что ,если вы в роуминге играли в онлайн-игрушки или смотрели футбол – появившиеся долги будут вашей законной проблемой. В других случаях – надо разговаривать. И наши комментаторы в Инстаграме говорят, что уменьшение такого долга, в принципе, возможно, делятся своими историями и путями выхода.

Назарчук, юрист: «Есть возможность обратиться письменно в А1 об отмене начислений».

elena_moskaleva1983: «У моих знакомых тоже такое было. Ребенок поиграл. Они поспорили с А1, и сумма уменьшилась».

aleksei_panin78: «У меня была такая ситуация, и А1 мне простил практически весь долг. Обратитесь в офис с заявлением, объясните письменно ситуацию, возможно, и вам помогут».

svetlana24041967: «Пусть попробует написать письмо на А1 о случайной ситуации. У нас проблема была у директора, дети включили (точно не помню, что это было) в 2017 году, наверное, тысяч на 6. Процентов 10, наверное, оплатил, остальное обнулили, надо разговаривать с А1».

Надо разговаривать.