«Здравствуйте, уважаемая редакция! Мой ребенок в этом году пойдет в первый класс. Я очень переживаю, сможет ли он освоить учебную программу и подружиться с одноклассниками. В сад мы ходили мало, много болели. Сын очень ранимый, завести новых друзей среди детей для него не всегда просто. Подскажите, как настроить ребенка, чтобы у него было желание учиться, и чтобы он получал хорошие оценки».
Разобраться в ситуации помогает Елена Гончарова, психолог Бобруйской городской поликлиники №2:
– Здравствуйте, Анжелика. Сразу хочу обратить ваше внимание на то, что в первом классе оценки не ставят. Но первый учебный год действительно не простой, адаптационный. Дети привыкают к новым условиям, к тому, что учиться и ходить в школу – их обязанность, а пропускать уроки без уважительной причины нельзя. Но в вашем вопросе уже есть ответ: ребенка можно настроить, помочь ему позитивно относиться к школьной жизни. Давайте вместе с вами составим несколько простых «правил успеха», которые помогут вашей семье справиться с этим периодом адаптации.
Правило №1. «Спокойная мама – счастливый ребенок»
Любая мама тревожится за своих детей. Но очень важно научиться отпускать ситуацию, относиться к возможным школьным затруднениям с оптимизмом и даже юмором. А для этого самой маме важно научить себя радоваться простым вещам: прекрасным теплым денькам… красоте падающих листьев… улыбке своих близких. А еще лучше делать это вместе с ребенком. Находитесь рядом друг с другом в пространстве спокойствия и умиротворения.
Правило №2. «Зеленая линия»
Когда ученик делает ошибки в своей тетради, их зачеркивают и выделяют красной ручкой. Чтобы он обратил на это внимание и исправился. С одной стороны, это полезно, но с другой, концентрируя внимание только на своих промахах, ребенок может утратить веру в себя. Поэтому очень важно подчеркивать и говорить о том, что у него хорошо получается. Причем, делать это настойчиво и постоянно. Пусть эта «зеленая линия» позитива проходит незримо по всем его учебным предметам. Важно не только хвалить ребенка, но и научить его самого оценивать свои успехи. Для этого можно сказать: «Я вижу, что ты написал предложение без единой ошибки. Кто молодец?» И первоклашка с воодушевлением ответит: «Я молодец!»
Правило №3. «Слушать и слышать»
Если ребенок жалуется вам на свои, как вам кажется, пустяковые проблемы, не давайте ему такие советы, как «не переживай», «не думай об этом». Вам самой такие рекомендации когда-нибудь помогали? Важно показать, что вы слышите ребенка и понимаете, а не обесцениваете его чувства. Для этого можно так и сказать: «Я понимаю, что ты расстроился из-за того, что потерял любимый карандаш. Должно быть это очень неприятно». Дальше не спешите предлагать ребенку готовое решение, лучше спросите: «И что ты собираешься теперь делать? Какие есть мысли по поводу решения этой проблемы?» Так ребенок почувствует, что его мнение ценно, а мама с ним рядом и поддерживает его инициативу, и юный школьник обязательно предложит свои варианты.