«Сыну всего девять, а я только и слышу от него: это модно, то не модно и не «брендовое». У нас в семье никогда не ставили на первый план, что на ярлычке написано, всегда ориентировались на удобство, красоту, качество. Откуда у него это преклонение перед брендами, понять не могу. И не только у него. Соседка, она работает в секонде, рассказывала, что молодежь выбирает там одежду глядя не на фасон или расцветку, а только на бренд...» (Мария).
Комментирует психолог Ирина Барановская, заведующая психологическим отделением Могилевской областной психиатрической больницы:
– Мало ли, что ставили или не ставили на первый план в вашей семье. А реклама? А блогеры? А «ТикТок» и прочие соцсети? И везде – где открыто, где исподволь – идет внушение стереотипов: «модно-немодно», «престижно-непрестижно». А если учитывать, что главной целью рекламы как раз и является манипулирование сознанием, мотивация человека на покупку, то стоит ли удивляться тому, что ваш ребенок идет у нее «на поводу»?
Дети и подростки вообще являются самой внушаемой и перспективной категорией потребителей, и производители, как и специалисты по рекламе, никогда не упускают этого из виду. Попробуйте попросить подростка объяснить, чем вещь брендовая лучше не обозначенной «громким» логотипом: в девяти из десяти случаев он не сможет этого сделать. И на первое место поставит достаточно примитивное: «Потому что это престижно».
А родители не могут устоять, если ребенок жалуется, что «весь класс смеется, потому что у меня телефон немодный», или просто смертельно устают от его истерик и нытья. И покупают ему то, что он хочет. Несмотря на то, что предыдущему «мобильнику» от роду всего полгода!
Да что там дети, если даже мы, взрослые, нередко грешим такой же привязанностью к «брендам». Например, покупаем на рынке сумочку с логотипом известной фирмы, хотя точно знаем, что столько стоить она по определению не может, но товарный знак завораживает…
А все потому, что многократное повторение рекламного ролика способствует закреплению в сознании и памяти любого человека некоего ассоциативного ряда, который должен быть обязательно связан с брендом и логотипом определенной компании. И впоследствии человек чаще всего и сам не очень понимает, почему он стал думать именно так, почему одной покупке предпочел другую.
Можно ли с этим бороться? Бороться – нет, а вот попытаться объяснить можно.
- Для детей до 4-5 лет стоит максимально ограничивать рекламу: выключить на сайтах или загружать мультфильмы, ограничить телевидение, не оставлять гаджеты детям, чтобы они не переключали свободно на другое видео. В этом возрасте важно защитить зрительный канал восприятия информации, а именно – убрать яркие изображения в динамике, ведь мозг детей дошкольного возраста впитывает их, как губка. То есть, на баннеры или рекламные фото в журнале в этом возрасте дети не обращают внимания, а вот на Деда Мороза с кока-колой или динозавра с йогуртом внимание обратят обязательно и запомнят надолго.
- Лучший способ приучить ребенка 6-10 лет критически мыслить – это эксперимент. Не пожалейте денег, купите разрекламированный стиральный порошок и предложите ребенку вместе проверить, исчезнут ли после стирки в нем с одежды абсолютно все пятна. Или же приобретите несколько моющих средств и устройте вместе с детьми «марафон» с грязной посудой. Во-первых, это весело, во-вторых, может заставить ребенка начать сомневаться в том, всегда ли реклама правдива.
- Если избежать просмотра рекламы не удается, предложите сыну или дочке игру: кто больше найдет в рекламном ролике несоответствия жизни? К примеру, в кадре мальчик, который съел батончик и стал суперменом. Предложите сынишке купить такой же батончик, серьезно объяснив, что хотите, чтобы он тоже научился летать. В подавляющем большинстве случаев ваш ребенок вас же на смех и поднимет: «Ты что, всерьез думаешь, что после шоколадки у меня вырастут крылья?»
- Если ребенку больше 10 лет, расскажите ему о том, как быстро развиваются такие технологии, как мобильные телефоны, компьютеры, телевизоры, как быстро они устаревают и появляются новые. Поясните, что сложные мобильные механизмы нужны тем людям, которые пользуются всеми их функциями в работе, в жизни. Когда вашему ребенку потребуются все эти функции, у него обязательно будет новый мобильный телефон.
- Если ребенок хочет тот или иной товар только из-за того, что он есть у всех, то нужно попытаться объяснить ему, что каждый человек индивидуален, и у него свои потребности. Разве не глупо покупать то, что тебе не нужно, только потому, что это есть у других?
- Ни в коем случае не стоит сбрасывать со счетов стремление детей, и особенно подростков, быть «в струе». И если дочка просит зеленые в горошек джинсы потому, что они уже есть у всех ее подруг, покупайте. Но если она скажет, что должны быть не просто модные штаны, а штаны определенного бренда, смело отказывайте в этом. Спокойно объяснив, что одно дело – желать вещь, отсутствие которой может сделать ее «белой вороной» в детском коллективе, совсем другое – желать престижа, самоутверждения за счет «лейблов» и родительских денег.
- Но имейте в виду, если вы сами то и дело произносите фразы типа: «Говорила тебе, что нужно было покупать блендер «Bosch», а этот непонятно какой…», или «Смотри, новую зубную пасту рекламируют, нужно купить, попробовать…» – ребенок тоже будет ориентироваться не на здравый смысл, а на «бренды» и «логотипы».