А что внутри фамильного склепа? Погуляем по итальянскому кладбищу

3077
Саша ДАРИЧ. Фото автора
Кладбищенский туризм для многих стран дело обычное. Покупаешь билет и вместе с экскурсоводом гуляешь среди надгробий. Слушаешь захватывающие истории о жизни известных и не очень покойников, дивишься на скульптуры, думаешь о жизни и смерти.

Ниши для замуровывания гробов

В маленьких сицилийских городках экскурсии на кладбища не проводят. Похоронены там местные жители, судьба которых вряд ли может привлечь туристов. Я и сама, прилетев в отпуск к подруге, собиралась только купаться в море да изредка выбираться посмотреть соседние города. На кладбище попала случайно.

По итальянским законам можно быть кремированным, похороненным в землю или в семейном склепе.
По итальянским законам можно быть кремированным, похороненным в землю или в семейном склепе.

Мы ехали погулять в Испику (если смотрели фильм «Развод по-итальянски» с Марчелло Мастроянни, то вам этот город заочно знаком – часть съемок проходила в Испикеприм. авт.), когда по пути я глазом выцепила нарядные маленькие крыши с крестами разных форм и размеров за высоким забором. Кладбище! Проехать мимо? Да ни за что. Но время было позднее, поэтому мы решили приехать завтра днем, а заодно взять проводника из местных.

Внутри склепа.
Внутри склепа.

На следующий день прямиком с пляжа поехали на кладбище. На итальянском кладбище я была впервые, поэтому гуляла, открыв рот. Даже палящее солнце и невозможность укрыться в тени не мешали. В некоторые склепы можно было заглянуть через стекло или решетку, какие-то и вовсе были открыты.

Семейный склеп похож на маленький домик без окон. По бокам – ниши для замуровывания гробов, посередине - что-то наподобие фамильной часовни с фигурками святых, портретами или фотографиями умерших, свечами и живыми цветами в горшках и вазах. В некоторых склепах стояли стулья, в одном видели маленький диванчик.

Аренда на 99 лет

Все склепы разные, ни одного мы не увидели похожего на другого. Оказалось, что строят их по индивидуальному проекту. В старой части кладбища склепы были более нарядные, похожие на маленькие дворцы. В новой – попроще, напоминающие современные дома.

Семейный склеп далеко не каждому сицилийцу по карману. Цена одного «квадрата» – тысячи евро, поэтому склеп обходится в десятки тысяч. Доходит стоимость и до нескольких сотен. Но мало только построить склеп, придется еще оплачивать аренду квадратных метров земельного участка.

По бокам семейного склепа - ниши для замуровывания гробов.
По бокам семейного склепа - ниши для замуровывания гробов.
Склепы в старой части кладбища похожи на маленькие дворцы.
Склепы в старой части кладбища похожи на маленькие дворцы.
По итальянским законам человек сам волен выбрать быть ли ему кремированным, похороненным в землю или в семейном склепе. Главное – оставить соответствующее письмо.
Есть у итальянцев и интересная традиция, так называемые поминальные объявления. Их можно встретить на специальных стендах или на стенах зданий. В углу размещена фотография покойного, крупным шрифтом посередине – его имя, а далее - приглашение на встречу в честь годовщины со дня смерти.
Поминальные объявления можно встретить на специальных стендах или на стенах зданий.
Поминальные объявления можно встретить на специальных стендах или на стенах зданий.

Кладбищенская земля – собственность местного муниципалитета. Место для строительства склепа он дает в пользование на 99 лет, если потомки пожелают, смогут продлить контракт на такой же срок. Стоит это очень дорого. Нет денег на склеп – захоронение будет в стандартной могиле, но сроком меньшим, на 10 лет. После останки подлежат эксгумации.

Их высушат, промоют и поместят в небольшой металлический контейнер. Если у семьи есть собственная ячейка в колумбарии, его отправят туда или кремируют. В противном случае определят в общественном хранилище на кладбище. Иначе происходит с детскими могилами, их не перезахоранивают.

Вечная Катерина

С точки зрения местных, кладбище в Испике мало чем примечательное. Уж точно далеко ему до знаменитого Стальено в Генуе, где многие надгробия делали на заказ известные скульпторы.

Мне не удалось узнать ни одной истории тех, кто был похоронен на этом кладбище в Испике. Но я расскажу вам ту, которая заставила меня полюбить кладбищенскую архитектуру.

Памятник Катерине Камподонико. Фото: wikipedia.org.
Памятник Катерине Камподонико. Фото: wikipedia.org.

В Генуе, на том самом знаменитом Стальено, в той части, что предназначена для богатых горожан, есть памятник пожилой женщине со строгим лицом. Звали ее Катерина Камподонико. Она не была ни богата, ни знаменита, и приложила немало усилий, чтобы быть похороненной там.

Катерина была всего лишь торговкой фундуком, который продавала на городских площадях, нанизанным на нитку, как ожерелье. Съедобное украшение покупали невесты как символ будущей счастливой жизни. В не ореховый сезон Катерина шла торговать букетиками фиалок. Однажды женщина тяжело заболела и думала, что умрет. Случайно она услышала, как родственники делят будущее наследство – ее деньги.

Катерина не умерла и решила, что ничего потомкам не оставит, а все нажитое в самом прямом смысле заберет с собой на тот свет. И она заказала надгробие у самого лучшего скульптора Генуи и добилась разрешения быть похоронной среди знаменитых горожан и богачей. И когда скульпторам чаще всего заказывали фигуры ангелов, плакальщиц, Христа или Мадонны, Катерина заказала… себя.

Скульптор Лоренцо Олреньо изобразил заказчицу в нарядном платье, белоснежном фартуке с кружевами и связками орехов. Будто она только-только вышла торговать на площадь, и сейчас подойдет и предложит свой товар очередной покупательнице. Работа скульптора потрясает прорисовкой деталей. Даже на фартуке видны все складки. Наверняка Катерина никогда его не носила, а бережно доставала из сундука, только когда позировала.

Умерла эта удивительная женщина в 1882 году. Но в работе скульптора продолжает жить.

Семейный склеп далеко не каждому по карману.
Семейный склеп далеко не каждому по карману.
Склепы в современной части кладбища.
Склепы в современной части кладбища.
Склеп в старой части кладбища.
Склеп в старой части кладбища.