Кладбище – не место для шумного застолья. Побеседовали с настоятельницей женского монастыря о традициях Радоницы

4888
Подготовила Елена САДОВСКАЯ. Фото Александра ЧУГУЕВА из архива ВБ.
Совсем скоро, 9 апреля, православные верующие отметят Вербное воскресенье, затем, 16 апреля – Пасху. А 25 апреля – Радоница, день поминовения усопших. С ним связано большое количество суеверий, традиций. На эту тему мы продолжаем разговор с игуменией Параскевой, настоятельницей женского монастыря Святых Жен-Мироносиц в Бобруйске.

Матушка Параскева, на Радоницу бобруйчане традиционно идут на кладбище с букетами пластиковых цветов, едой. А правильно ли проводить этот день именно так?

– Собственно поминовение усопших – это молитва, и это и есть то, что мы должны им «принести». Важно в этот день посетить храм, по возможности причаститься за литургией, помолиться о близких на панихиде. Если есть возможность отслужить на могилках близких литию или панихиду – будет замечательно.

А как быть с поминальной трапезой?

– Еду лучше всего принести в храм или раздать нуждающимся. Даже если это куличи, яйца или конфеты, лучше не оставлять ее на кладбище. Нужно понимать, что наши ушедшие близкие и дорогие уже ее не отведают (улыбается)… Хотя, к сожалению, и такие языческие пережитки встречаются. Тем более не стоит устраивать на кладбище шумные распития алкоголя или «угощать» усопших.

Собраться за поминальным столом лучше, конечно, дома, с молитвой. Но можно и на кладбище, если это не предполагает шумных «возлияний». Главное – не забывать, что помочь нашим близким мы можем только молитвой и нашей любовью. Застолья – это возможность вспомнить их добрым словом и встретиться в семейной обстановке, но это то, что нужно скорее нам, живым.

Бобруйск. Женский монастырь Святых Жен-Мироносиц. Игумения Параскева
Бобруйск. Женский монастырь Святых Жен-Мироносиц. Игумения Параскева

– Скажите, обязательно ли идти на кладбище в этот день? Или можно прийти и в другой?

– Если есть какие-то обстоятельства, которые не позволяют прийти именно на Радоницу – конечно, ничего страшного в этом не будет. Главное, чтобы мы не забывали наших ушедших родных, не забывали молиться о них, посещали места их упокоения. И чтобы в наших сердцах жила любовь к ним.

Расскажите, как вы, монахини и послушницы, поминаете своих близких?

– Можно сказать, что так же, как и все (улыбается). Монашеская жизнь не предполагает того, чтобы совершенно забыть своих родных. Да, возможно, у нас нет столь же тесного общения с ними, как было в миру, но именно молитва выходит на первый план в отношениях монаха с родственниками. Но, конечно, и личное общение присутствует – здесь всё индивидуально.

Мы молимся за богослужениями обо всех, о ком нас просят помолиться. И, конечно, о своих сродниках тоже. Посетить их могилы по благословению мы, конечно же, тоже можем, когда есть желание и необходимость. Любовь и молитва – это то, что всегда объединяет наши души, независимо от того, в миру мы или в монастыре, в земной жизни или вечной.

Как вы думаете, о чем в первую очередь нам следует задуматься в эти праздничные дни?

– Главное, чтобы в сердцах наших был мир – и в праздники, и в будни. Пусть даже мы чего-то не успеем, недоготовим (улыбается), недосуетимся. Не нужно бояться сделать что-то «неправильно», придавать слишком много значения бытовому и внешнему (хотя, конечно, никто не призывает этим пренебрегать). Все, что делается с любовью, рассуждением и стремлением к Богу, непременно будет правильно!