Жизнь до
Насте 29 лет, она окончила 21-ю школу в Киселевичах. В 17 лет начала заниматься тяжелой атлетикой. Даже училище олимпийского резерва окончила, получила специальность тренера. Но сперва отучилась на повара-кондитера в торговом колледже и там же прошла курсы оператора ЭВМ.
– Но работать поваром не очень хотела, училась для себя, чтобы уметь хорошо готовить, – рассказывает Настя. – Теперь эти навыки очень пригодились.
Родители девушки родом из Бобруйска, но отец разбился на машине, когда Насте было 18. Она тяжело переживала его смерть. Сейчас у нее есть мама, отчим и сводная младшая сестра.
До падения Настя работала оператором ЭВМ в магазине «Доброном», девушку даже повысили до зав. секцией, а потом назначили ведущим специалистом по мерчендайзингу.
Несчастный случай
Сейчас Анастасия работает специалистом по рассрочкам в компании «Новотрэнд», которая занимается продажей электроники и бытовой техники. Такой работе девушка очень рада: коллектив приятный, руководство внимательное, а главное – можно работать дома.
– Об этой вакансии мне рассказала бывшая коллега, за что ей большое спасибо. Найти подходящую работу для человека в коляске непросто, – рассказывает Анастасия.
Но еще два года назад Настя не думала, что столкнется с такими проблемами. Событие, перевернувшее ее жизнь, случилось 19 сентября 2020 года.
– Я ехала на велосипеде к маме, – вспоминает девушка тот момент. – Там, где дом-«свечка», на пересечении улицы Шинной и проспекта Строителей, тогда шла стройка, делали тротуары. И я бы по этой дороге не поехала, потому что было уже темно, но посмотрела, что там ходят люди, на велосипеде кто-то ехал, подумала, значит, нормальная там дорога, я не знала, что в конце она не достроена.
Было около 9 вечера, когда все случилось – девушка упала с велосипеда и потеряла сознание.
Ушиб спинного мозга и нижняя параплегия
– Я ничего не помню, когда очнулась, первая мысль была – почему я не чувствую ног? – продолжает Настя. – Завезли в больницу БШК. На следующий день экстренно сделали МРТ.
Диагноз – ушиб спинного мозга на уровне грудного позвонка и нижняя параплегия (состояние, при котором парализованы одновременно две ноги).
Позже в «скорой» рассказали, кто нашел Настю и вызвал врачей. Так как дорога была еще не достроена, в ночное время за материалами приглядывал охранник. Он первый и увидел лежащего человека.
Подруга Людмила вспоминает, что в то время как раз звонила Насте, а трубку поднял этот охранник...
– Я сразу приехала, – рассказывает Люда. – Первое время казалось, что это какой-то шок, и чувствительность в ноги вернется. В больницу приходила милиция, думали, что, возможно, Настю сбила машина… Когда сказали, что нужна коляска, было сложно поверить. Казалось бы, просто упала, а такие последствия...
По словам врачей, после подобных травм можно начать ходить заново, но нужно время.
Принятие травмы: тяжелая депрессия
Настя признается, что сама не верила в произошедшее:
– Я всем говорила, что я через два месяца встану! Но когда все осознала, было, конечно, тяжело. Первые два месяца бывали такие всплески агрессии, депрессии... Сложно было принять: вот мои ноги, я их вижу, но не чувствую. Но потом поняла: надо как-то жить дальше, не ложиться же помирать или спиваться.
Дома Насте пришлось приспосабливаться к новым реалиям:
– Мама или Люда меня тягали, помогали все делать, но потом я поняла, что могу и сама что-то делать руками. В туалет и ванную поставили стулья, чтобы можно было пересесть, коляска же в туалет не заедет. По возможности, все предметы переместили пониже, чтобы можно было дотянуться.
Теперь большинство бытовых дел девушка может сделать сама. И белье постирать, развесить, и обед приготовить. А в прошлом году Настя даже поклеила обои в одиночку.
Самым главным «антидепрессантом» для Анастасии в первое время после падения были близкие люди.
– Когда у меня опускались руки, Люда на меня орала, – смеется Настя, – так она меня мотивировала, и это помогало. Мама была рядом. Они во всем выручали: отвозили на массаж, покупали лекарства.
«Бобры на колесах»
Потом Настя узнала про РАИК (Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников). Поначалу, говорит, стеснялась позвонить, но потом все же решилась.
– Когда я к ним присоединилась, то просто взглянула на жизнь другими глазами, – говорит девушка. – Люди живут! И я поняла, что и я смогу. Я пообщалась со многими, у кого такой же диагноз: кто-то встал через полгода, но потом опять сел в коляску, кто-то – через четыре года. В любом случае есть надежда. У меня однажды появилась чувствительность в пальце на ноге, я могла им пошевелить, но это быстро прошло. Так странно, когда ног не чувствуешь, а палец шевелится!
РАИК проводит спартакиады, турслеты в палаточном лагере. Инвалиды-колясочники соревнуются в меткости, проходят эстафеты, поднимают гири и еще много всего. Бобруйчане назвали свою команду «Бобры на колесах».
– Люди отдыхают не хуже, чем здоровые! В прошлом году заняли второе командное место на турслете, жизнь стала очень активной, – отмечает Настя.
Спорт: чем он помог
Благодаря спортивному опыту у Насти сильные руки, и сейчас ей это сильно помогает.
– Через три месяца после травмы мама нашла номер Родиона Синицина, это тренер по плаванию, который занимается с такими людьми, как я, – рассказывает девушка. – Шла для лечения, но после пары занятий он увидел, что у меня есть какие-то данные, и предложил выступать за Бобруйск на соревнованиях. Я согласилась.
До июня этого года Настя занималась плаванием, получила мастера спорта, но потом перешла на греблю на каноэ, потому что там, говорит, больше перспектив. В июле она ездила на свои первые соревнования по гребле – Чемпионат Беларуси в Заславле.
– У меня была задача – хотя бы не заехать на чужую дорожку и стать в ловушку, – смеется Анастасия. – Я хорошо прошла дистанцию и, так как была одна в своей категории, то и заняла первое место.
В сентябре 2022 года проходили международные соревнования по гребле в Москве, «Кубок доброй воли», Настя смогла принять в них участие и тоже заняла первое место!
– Я была так счастлива и благодарна тренеру Александру Анатольевичу Мокшину, что он за три месяца так меня подтянул. Вообще, когда тренер меня позвал заниматься, я испугалась, что будет трудно добираться на тренировки, но он быстро решил эту проблему: просто приезжал и забирал меня, а потом также отвозил домой. А если у него не получалось, то просил своего отца завезти меня. Большое спасибо за таких людей.
Про жизнь в коляске
– Я никогда не считала, что кто-то мне что-то должен, – так отвечает Настя на мой вопрос о сложностях существования в коляске. – Поэтому особо не жду, что государство, люди или кто-то мне поможет.
– Мы как-то с Людой ходили в клуб, там надо было спускаться по лестнице. Первый раз меня снесли на коляске, но я понимаю, что людям тяжело, поэтому я просто спускалась, простите, жопой по ступенькам, – смеется девушка. – В магазине, в очереди часто пропускают, а я же не спешу никуда.
Настя много работает, а когда появляется свободное время, то проводит его с друзьями:
– Мы и в караоке ходим, и в сауну. Летом ездили на природу с палатками. По городу передвигаюсь в основном на такси или на троллейбусе. Люди все разные, больше хороших, но, бывает, так посмотрят... Раньше я этого боялась, а потом поняла: пускай этот человек сядет в коляску и попробует сделать то, что делаю я.
И все же еще иногда накатывает, признается Настя: а вдруг не встану, все так долго тянется...
– Я знаю, что я встану, просто надо время, – бодро улыбается Настя.
Вместе с подругой Людой она ведет аккаунт в Тик-токе, некоторые видео набирают больше 10 тысяч просмотров. Девушки ведут и соцсети своей команды «Бобры на колесах».
– Хочется сказать тем, кто попал в такую ситуацию, как моя: не сдавайтесь, это не приговор, надо брать себя в руки, потому что никто не поможет и за ручку не поведет. Надо учиться жить самому. Я не знаю, почему так со мной произошло, но этот путь мне для чего-то дан, и его надо пройти, – подытоживает Анастасия Мясникова.