Первый и последний самолет Александра Удодова. О безвременно ушедшем журналисте вспоминают его коллеги

6635
Евгений БУЛОВА
Как мы уже сообщали, 1 января после тяжелой болезни ушел из жизни известный бобруйский журналист Александр Иванович Удодов. Сегодня о нем пишет его могилевский коллега Евгений Булова.

Журналистская профессия предусматривает постоянный поиск в нашем повседневном существовании неких не совсем обычных штрихов, с помощью которых затем создается определенная информационная картинка. Подчеркиваю, правдивая картинка.

Александр Удодов на очередном редакционном задании. Фото из архива «ВБ»
Александр Удодов на очередном редакционном задании. Фото из архива «ВБ»

И так уж вышло, что журналист Александр Удодов, прекрасно знавший законы этого «профессионального» минимума, ушел от нас 1 января 2022 года. Прямо-таки улетел первым в нынешнем году самолетом. Тем самым невольно подчеркнув этой «необычной» датой свою, если хотите, преданность однажды избранной профессии.

Хотя на самом деле, я уверен, Александр Иванович до последнего хотел быть с нами как можно дольше… Говорю это с уверенностью потому, что знаю. В 1990-х годах мне посчастливилось работать с ним в газете «Могилевские ведомости» – Удодов тогда был нашим собкором в Бобруйске. Я частенько с ним общался по рабочим вопросам, но сейчас, в первую очередь, хочу отметить его замечательные человеческие качества: жизнелюбие, порядочность, искренность, надежность. Такой не подведет!

Однажды я не удержался и в телефонной беседе сказал ему об этом. Собкор явно не ожидал таких действий с моей стороны, а потому, смутившись, малость замешкался. И в момент возникшей тогда паузы (спасибо ему за это!) мне пришла в голову мысль, что подобные высокие качества на Александра Удодова не свалились откуда-то сверху, нет, он приобретал их в процессе каждодневной журналистской работы, общаясь с совершенно разными, не похожими друг на друга людьми – ему же надо было постоянно писать всевозможные очерки, зарисовки, статьи, интервью… Без доверительных разговоров с героями своих публикаций в данной ситуации обойтись невозможно.

Александр Иванович умудрялся и суперские материалы готовить, и себя совершенствовать, как бы заимствуя у собеседников все то лучшее, чем они располагали. Без всякого ущерба для них и «окружающей среды». А еще я точно знаю, что на его творческом наследии выросло не одно поколение молодых журналистов.

После того достаточно активного творческого общения с Александром Удодовым чуть ли не четверть вековой давности, мне казалось, что наши пути окончательно разошлись. Тем более, кто-то мне сказал о его желании уйти, как это принято говорить, на заслуженный отдых. Внуки ведь тоже нуждаются в заботе.

… И вот наша совсем недавняя заочная встреча с Александром Удодовым. В некотором роде неожиданная. Уже на информационных площадках «Вечернего Бобруйска», где мы в одной с ним публикации рассказываем о том, как преодолевали коронавирусный барьер. Повторюсь, встреча с этой болезнью была далеко не самым приятным для нас воспоминанием. Двустороннее воспаление легких– это вам не шуточки. Хотя мы оба то и дело хотели придать своему повествованию этакий юмористический пафос, чтобы воодушевить и так уже порядком струхнувших читателей.

А в декабре прошлого года я вдруг узнаю, что Александру снова стало плохо, его опять госпитализировали. Спустя несколько дней, связываюсь с его дочерью Татьяной, которая сообщает уже обнадеживающую вещь: «Папе стало лучше…». Так оно действительно и было. Ну, думаю, слава Богу, Сашка проскочил. Прошу Таню передать отцу мое пожелание «держать хвост трубой», надеясь, что теперь-то все и в дальнейшем будет нормально. Как видим, ситуация сложилась совсем не так, как хотелось… Александр Удодов покинул наш бренный мир в 63.

Весть о том, что не стало известного на Могилевщине журналиста (помимо бобруйских газет, Александр Удодов работал еще в чаусской районке «Iскра»), естественно, моментально разлетелась среди его собратьев по перу.

«О Саше у меня остались только самые благостные воспоминания, – говорит бывший корреспондент «Могилевских ведомостей» Александр Эпельман. – Я всегда чувствовал рядом с ним себя очень комфортно. Он был очень легкий в общении человек, внимательный к каждому собеседнику, с тонким чувством юмора. Его смерть меня совершенно выбила из колеи».

Подобные слова сожаления об утрате верного товарища я услышал и от других старожилов «МВ» – Валентины Соколовской, Александра Казака, Фаины Дубровской, Бориса Логовского.

К этим скорбным строкам, посвященным Александру Удодову, мы приложили летнее фото 2015 года, на котором вы можете видеть нашего друга, так сказать, «при исполнении», на аэродроме среди самолетов. Отнюдь не безоблачное, но все же зовущее куда-то ввысь голубое небо. Примерно такого же цвета крылатые воздушные машины...

Здесь тоже просматривается определенная метафоричность, которую хочется облечь в следующее пожелание – пускай его небесная жизнь будет спокойнее земной. И такой же теплой, как погода на фотографии. Он этого заслужил. Как и долгую добрую память о себе.

Еще воспоминания об Александре Удодове: