Дом на Строителей, 108, о котором пойдет речь, приметный: на его торце – большие буквы телефона спасения 112 и изображение пожарного (граффити – подарок от МЧС и строителей). Все квартиры здесь выкуплены, большинство собственников уже заселились, некоторые еще делают ремонт.
«Пол в трещинах, стекла поцарапаны… Мы были в шоке»
В одной из квартир дома №108 живет многодетная семья: Ольга Куделко и ее супруг Денис Казачек воспитывают троих детей. Ольга – главный бухгалтер на одном из предприятий города, Денис – электромонтер на «Белшине».
Эту квартиру семья приобрела по Указу Президента №13, который дает многодетным семьям право на получение льготного кредита на постройку или приобретение своего жилья. Вселились в декабре 2020-го. Ольга рассказывает:
– Мы внесли стопроцентную предоплату и, когда получили ключи, поехали смотреть квартиру. Денис взял с собой лазерный уровень, рулетку... По уровню пола было расхождение в 5 см. Сам пол был в трещинах, стекла в окнах поцарапаны, батарея в спальне не закреплена, не было света в туалете, тек балкон… Мы были в шоке.
Семья решила это так не оставлять и обратилась к заказчику строительства – КУДП «УКС г. Бобруйска» и генподрядчику – ОАО «Бобруйский завод КПД».
– УКС прислал ответ, что завод у них дом принял, мол, все. Мы писали письма в горисполком, облисполком, в прокуратуру, Комитет госконтроля, звонили в Министерство архитектуры на «горячую линию»... И, наконец, в декабре 2020 года пошли в суд.
Перед судом жильцы с помощью юристов составили претензионное письмо в адрес заказчика стройки, на него последовал ответ, что претензии не обоснованы, а если что-то не устраивает, то можно аннулировать договор на покупку жилья.
Готовясь к суду, семья пригласила к себе в квартиру экспертов из Минска, чтобы составить заключение о качестве проведенных работ. В результате суд выиграли жильцы. По его итогам:
– Пол нам перезаливали аж три раза, двери поменяли, – рассказывает Ольга. – Сейчас уже почти все сделано, но это хорошо, что нам еще есть где подождать, а ведь у многих жильцов обязательства перед банками, кто-то живет в общежитии или снимает жилье и должен съехать, поэтому люди и соглашаются принимать квартиры в таком ненадлежащем виде. Выхода нет – переделывают все за свои деньги сами.
Если вам в квартиру нужны новые окна, балконные рамы, жалюзи или шторы, то обращайтесь в Бобруйске в компанию oknador.by. У них большой выбор продукции, а также есть специалисты, которые занимаются установкой. Для удобства действуют варианты рассрочки. Почитать отзывы о работе компании можно тут.
«Были дырки в стенах и полу, мусор строительный, окурки даже на балконе... Все убирали сами»
Григорий Елинский из 23-й квартиры получил ключи от новой квартиры в январе и до середины апреля устранял строительные недоделки. У Григория тоже многодетная семья, он работает оператором станков с ПУ на «Бобруйскагромаше».
– Была треснута плита санкабины, гипсовая зашивка выполнена не по технологии, – перечисляет Григорий. – Проводка в доме была без двойной изоляции. До сих пор течет балкон...
– Я бы не принимал квартиру, но у меня есть обязательства перед банком, – поясняет мужчина. – По 13-му указу кредит нам выдали на 40 лет под один процент: мы выплачиваем всего четверть этой суммы (ежемесячно по 51 рубль 17 копеек), остальные 75 процентов дотирует государство. Вот мне в УКСе и сказали: вы платите копейки, а хотите шоколадку по цене карамельки. Но я не считаю, что, раз мы – многодетная семья и получаем квартиру с помощью государства, то должны жить в плохих условиях. Но я подписал акт, чтобы получить ключи и въехать.
Анастасия Архипова живет в 32-й квартире. Ее многодетная семья одной из первых заселилась в этот дом. Анастасия – перекатчик тканей на «Белшине», ее муж – повар в «Короне», у супругов трое детей.
Кредит семья взяла на 20 лет под 1%, по 240-му Указу Президента. Первый взнос был 6 700 руб., затем первые 18 месяцев платеж по кредиту составлял 60 руб., сейчас платят по 77 руб. в месяц.
– Живем здесь с июля прошлого года, – рассказывает Анастасия. – Торопились с въездом, потому что надо было съезжать из общежития... В детской комнате у нас посередине – такая шишка, пол неровно залит, ничего нельзя поставить. Но мы не стали просить, чтобы нам перезалили, потому что узнали, что это делается больше трех месяцев, и просто застелили линолеумом. Не было бачка в туалете – вызвали своего сантехника, и он все сделал. Были дырки в стенах и полу, мусор строительный, окурки даже на балконе... Все убирали сами.
Если вам нужны в квартиру столярные изделия и мебель, или же необходим ремонт изделий из дерева, то смело обращайтесь в Бобруйске Майстэрню "СТУПЕНЬ" по ул. Бахарова 108. Они изготавливают двери и окна, а также делают профессионально отделку маслами, лаками и красками. Посмотреть работы мастеров можно в Instagram.
Кто принимает дома?
Как вообще происходит приемка готового дома в эксплуатацию? Об этом мы попросили рассказать начальника регионального отдела инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по Могилевской области Юрия Лаппо.
– Принимает дом специальная приемочная комиссия, члены которой назначаются приказом заказчика, – пояснил Юрий Станиславович. – Туда обязательно входят представители подрядной, эксплуатирующей и проектной организаций и администрации района. Потом сдача дома в эксплуатацию утверждается в исполкоме.
Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством, как и другие службы (пожарные, санстанция и т.д.), проверяющие готовность дома, выдает свое заключение о его безопасности.
Гарантийный срок дома, в течение которого жильцы могут обратиться к заказчику с требованием об устранении недоделок – 5 лет. Подрядчик или заказчик обязаны устранить эти замечания.
– Иногда путают понятия «запуск дома» и «приемка», – добавляет председатель товарищества собственников дома №108 Михаил Стельмах. – Приемкой занимаются специальные службы, и каждая из них проверяет свою часть и составляет акт. Здесь и возникает сложность, к кому обратиться по поводу недоработок, потому что каждая служба берет ответственность только за свою часть. А запуском занимается председатель ЖСК или ТС уже после приемки дома.
За новыми потолками для вашей квартиры в Бобруйске обращайтесь в potolok-vam.by. У компании опыт установки натяжных потолков более 13 лет. Предусмотрена 20-летняя гарантия на швы и конструкцию потолков – специалисты ручаются за ту работу, которую делают. При изготовлении натяжных потолков используются только сертифицированные и положительно зарекомендовавшие себя пленки. Вы можете рассчитывать на то, что заказ будет исполнен без проволочек. На сайте есть каталог.
Чем недовольны новоселы
С жильцами, председателем товарищества собственников и представителем генподрядчика совершаем «экскурсию» по дому №108.
– Первые сложности возникли с запуском коммуникаций – сами собственники должны были подключить электричество, газ, отопление, лифты. Застройщик же только поставил коробку, провел трубы, и все. А все хотели быстрее переехать, – вспоминает проблемы на этапе запуска дома председатель ТС Стельмах.
– А еще дом элементарно не был покрашен! – добавляет Ольга Куделко.
– Зимой фасады не красятся, это сезонные работы, – вступает в разговор начальник строительно-монтажного управления завода КПД Вадим Костко. – Дом сдавался в январе, в таких случаях покраска переносится на благоприятный период. Этот дом был покрашен в июне.
– Что касается лифтов, их не обязаны запускать вместе с домом, – добавляет Вадим Валерьевич, – лифт запускают, когда вы уже здесь живете.
– Обычно решение о подключении лифта принимается на первом собрании собственников, – подтверждает Михаил Стельмах. – Мы приняли такое решение сразу, как начали въезжать первые жильцы. Но с поставщиком «Могилевлифт» была накладка: не было коммутатора – соединительной связи с диспетчерским пунктом.
Все выявленные в первые месяцы после приемки дома недочеты жильцы в феврале 2020 года оформили в письмо-обращение на имя директора завода КПД. Здесь было и затекание кровли, и мусор на чердаках, и отсутствие на окнах ручек и заглушек, и неработающие видеокамеры, и строительный мусор в подъездах... Всего 17 претензий.
Председатель ТС получил ответ – все устранят в течение трех месяцев. И некоторые недоделки, по его словам, действительно были устранены в срок. Но отдельные пункты были проигнорированы, тогда собственники составили еще одно коллективное обращение, уже из 19 пунктов.
«Блох и тараканов не строители же завезли?»
Но даже сегодня, спустя полгода после первого обращения, по словам Ольги Куделко, в доме остается много недоработок: на крыше отходит рубероид, текут козырьки и балконы, затекания видны на верхних этажах и в лифтовой, отслаивается краска и штукатурка в подъездах.
– У нас течет подвал, и у людей на первых-вторых этажах из-за сырости появились блохи и тараканы, – заключает Ольга.
– Блох и тараканов вам же не строители завезли? – иронизирует в ответ представитель завода.
Откуда появилась «живность» – непонятно, говорит председатель ТС. Но уточняет: проблема возникла уже после заселения жильцов.
На вопрос, почему же строители не устраняют все свои недоделки еще до заселения жильцов, заместитель директора завода КПД отвечает так:
– Есть усадочные трещины, они появляются, и мы их сейчас ремонтируем, но не факт, что через год они не появятся снова. Так бывает, первое время после постройки дом дает усадку, отсюда свои трудности, которые мы решаем.
В чем причина дефектов? Мнение судебного эксперта
Прокомментировать, почему возникают те или иные проблемы в доме, мы попросили Елену Овчинникову, государственного судебного эксперта сектора специальных и технических экспертиз Бобруйского межрайонного отдела Госкомитета судебных экспертиз.
- Текут козырьки подъездов, подтеки на верхних этажах, в лифтовой
– Как правило, при слове «текут» любому строителю, а эксперту тем более, на ум приходят три основные причины:
1. Виновата кровля: использованы некачественные материалы, работа выполнялась не по технологии, была «внезапная» нехватка стройматериалов, а в большинстве случаев – совокупность всех этих факторов.
2. Некачественное выполнение примыканий кровли к вертикальным ограждающим конструкциям. Причины – те же.
3. Некачественное устройство горизонтальных и вертикальных стыков между панелями при крупнопанельном строительстве. Стык между панелями в идеале представляет собой плотно заполненный композитными составами шов, конструкция и состав которого должны исключать попадание влаги снаружи внутрь. Но достаточно часто технология нарушается. И в результате: первый же косой дождь выявляет все огрехи строителей.
- Некачественно сделаны откосы
– Откосы в доме, предъявленном к приемке в эксплуатацию, должны удовлетворять требованиям и проекта, и строительных норм. Это касается и толщины каждого слоя отделки, и ровности, и горизонтальности, и вертикальности, и качества окрашивания.
- Дырка на потолке в лифтовой
– Снова вспомним про святой документ – строительный проект. Если в нем эта дырка не значится, значит, ее быть не должно. Если какие-либо отверстия необходимы, например, для монтажа оборудования, то в проекте или на чертежах всегда будет указано их место.
- Отслоение шпатлевки, краски на стенах подъезда
– В строительных нормах имеются четкие указания, что трещины, отслоения шпатлевочных и окрасочных слоев не допускаются. Данные дефекты возникают в большинстве случаев по причинам: усадка здания, некачественные отделочные материалы, нарушение технологии работ (например, выполнение окраски по сырой шпатлевке или недостаточное высыхание первого шпатлевочного слоя).
- Усадочные трещины, просадка фундамента
– От усадочных трещин никто не застрахован. Я не встречала еще зданий, не имеющих хотя бы волосяные усадочные трещины. Причины их возникновения очевидны. Необходимо тщательнее проводить инженерно-геологические изыскания в период, предшествующий строительству, но и это не дает полных гарантий.
И еще был случай
Когда готовился этот материал, в редакции раздался еще один звонок на ту же тему. Жительница дома №12 на улице Панова (Киселевичи) Надежда Степанова пожаловалась, что дом был сдан 30 июня этого года с неприятными сюрпризами: у кого-то не было стекол в окнах, где-то торчала арматура, батареи вместо встроенных в пол (как предполагалось по проекту), были прикреплены к стене.
– Все инстанции приняли дом. Почти все жильцы свои квартиры приняли с обязательством от КПД, что все недочеты устранят. Обрадовались, но не тут-то было. Уже больше двух месяцев не можем добиться, чтобы нам показали проекты, – рассказала Надежда. – А без проектов нельзя зафиксировать нарушение. По проекту, та же батарея должна стоять под панорамным окном, а на деле стоит на соседней стене.