«Продали, как барана, на кирпичный завод»: подробности о белорусе, попавшем в рабство

12.8k
Источники: МВД, Комсомольская правда
36-летний белорус Андрей Купреенко, которого обнаружили в Кабардино-Балкарии, рассказал, что 14 лет был в рабстве на Северном Кавказе. В МВД Беларуси эту информацию опровергли, но сам мужчина рассказал свою историю.
Андрей Купреенко. Фото: twitter.com/Saver_max.
Андрей Купреенко. Фото: twitter.com/Saver_max.

Сперва напомним предисторию: 4 сентября стало известно об освобождении уроженца Гомельщины Андрее Купреенко из рабства в России. Сообщалось, что в 2007 году он уехал на заработки в Россию и пропал. В российской организации «Альтернатива» сообщили, что все это время мужчина был в рабстве на Северном Кавказе. Теперь же он освобожден и едет домой.

Спустя несколько дней появилась информация МВД, где утверждают, что мужчина в рабстве не был, с 2019 года находится в Беларуси.

«Установлено, что в 2007 году по заявлению матери Калинковичский РОВД объявил мужчину в розыск как без вести пропавшего. В 2018 году он попал в поле зрения полицейских Кабардино-Балкарии, тогда же подал заявление о прекращении розыска. Также в своем письменном обращении белорус сообщил, что в его отношении не совершались какие-либо противоправные действия», – пояснили в ведомстве.

Кого же нашли и освободили из рабства активисты «Альтернативы», если пропавший без вести Купреенко три года как нашелся?

Как оказалось, все не так просто:

– На самом деле это длинная и запутанная история, – рассказал «Комсомолке» сам Андрей Купреенко. – Я действительно приезжал два года назад в Беларусь за паспортом, но вынужден был вернуться в Кабардино-Балкарию, иначе мне мог светить реальный срок, а не условный. И я считаю, что, можно сказать, был в рабстве все эти годы, потому что ничего не получал за свою работу, за редким исключением.

Выпил с девушками и проснулся в Дагестане. Без денег и без документов

Злоключения Андрея начались еще в детстве – он был старшим из пяти детей в семье, где мать лишили родительских прав. Детей определили в разные детские дома. Андрея отправили сперва в Петриков, потом в Житковичи.

В 2007 году он поехал в Москву работать на стройку. Там, когда белорус выпивал с друзьями, к нему подсели «две девчонки». Они, исходя из его слова, опоили его и он без денег и документов проснулся в Дагестане. По словам Андрея, его «продали, как барана» за 8 тысяч российских рублей на кирпичный завод.

– Водитель, который меня вез, говорит: «Тебя на кирпичный завод продали. Это обычная ситуация у них, за человека дают примерно 8 тысяч (российских рублей. – прим.)». То есть меня продали, как барана. Приехали. Я к хозяину подошел, ситуацию объяснил. Тот сказал, чтоб я не переживал, документы через неделю привезут, все будет в порядке. Я неделю подождал и понял, что нет, ничего не будет в порядке. Отпросился в туалет, вышел за территорию и сбежал через лесополосу.

– А почему не уехали домой?

– У меня же паспорта не было. Это я только недавно узнал, что есть посольство, можно туда обратиться, если с паспортом проблема.

«Надеюсь, мать жива»

В следующие несколько месяцев Андрей хватался за любую работу, которую предлагали – одному дагестанцу помогал по домашнему хозяйству, у другого работал в рыбхозе, у третьего пас скот. А денег не платили.

– Решил, что надо уходить. Вышел на трассу, «КаМАЗ» остановил подвезти, сел, водитель говорит: «У меня в Чечне родня есть, им помочь надо, они заплатят». Завез меня туда, я месяца два поработал, скот пас. Не заплатили. На военном полигоне познакомился с ребятами, они меня вывезли оттуда, попал в Ставропольский край.

Там в одном месте два месяца проработал – не заплатили. Попал к казакам, один атаман озеро держал, я у него работал месяца полтора – охранял, рыбу кормил. Потом четыре месяца на ферме проработал. Поначалу платили, а потом начали: то денег нету, то подожди.

В Кабардино-Балкарии парень оказался, купившись на очередные обещания заработать.

– Один из Кабарды приехал на отдых в Ставрополье, говорит, если хочешь – можем тебя к себе забрать. Я согласился. У одного месяц поработал, баранов и коров пас. После к другому попал, хотел уйти – не отпускает. Попытался бежать – поймали. На первый раз предупредили, а когда вторично сбежал, то по шапке получил. Три или четыре раза пытался бежать, но бесполезно. В итоге четыре года отработал.

Однажды у Андрея все-таки получилось заработать – после очередного переезда он попал к хозяевам, которые платили.

– Надо было пасти баранов. Зимой 10 тысяч рублей платили, летом – 15 тысяч. Я год отработал, оделся, обулся, телефон купил. А в один день с пастухами напились, поехали на лошадях кататься, участковый поймал, стал интересоваться, чья лошадь.

Я сказал, что хозяйская. Он хозяину позвонил, тот приехал, ему сказали написать на меня заявление. Отвезли меня в СИЗО в Нальчик, там следователь говорит: «В соседнем селе теленка украли, на себя возьми, тебе ничего не будет, максимум два или три года дадут».

Суд вынес решение о двух годах лишения свободы условно. Плюс обязательство сделать паспорт, стать на учет в миграционной службе и в течение двух лет каждый месяц отмечаться по месту регистрации.

– Вот тогда я и приезжал в Беларусь за паспортом, – поясняет собеседник. – Получил и вернулся в Кабарду, чтобы отбыть условный срок. 1 ноября прошлого года срок вышел. Я решил двигаться в сторону Минеральных вод. По дороге два пацана на машине остановились, вызвались подвезти. Рассказали, что у них ферма есть, можно заработать. Я согласился, полгода проработал, но денег не увидел.

А потом случайно увидел в интернете, что меня ищут. Там был телефон, я позвонил, мне объяснили, что делать. Я подобрал момент, вышел на трассу, на попутке добрался до Минвод, там меня встретил волонтер и посадил на автобус до Москвы. Сейчас я еще в Москве, жду, когда сделают документы, у меня ведь и новый паспорт отобрали. Как только будут готовы документы, поеду домой, к матери.

– Вы давно ее видели? Она жива?

– Надеюсь. Мы не виделись 14 лет.