– Татьяна Васильевна, когда десять лет назад вы впервые прочитали пьесу «Серебряные крылья» и услышали музыку к ней, какой была ваша первая реакция?
– Так получилось, что сначала я познакомилась с песнями, а потом уже Валера (Валерий Алексеев – автор сказки и продюсер рок-группы «Zемля Королевы Мод» – прим. авт.) преподнес всю историю, изложил ее на бумаге. История очень трогательная, музыка цепляющая. Сначала я подумала: «Ну как сделаешь из этого спектакль?» Это, скорее, какой-то концерт, быль, баллада. К счастью, у нас есть возможность экспериментировать с жанрами, чем мы и воспользовались.
– Потребовал ли первоначальный сценарий доработок?
– Немножко я приложила туда руку, изначально он был больше похож на какой-то клип, такой киношный формат. Пришлось хотя бы пунктиром, но сделать сюжетную линию. Сама мысль была интересная, очень простая, мистическая, сказочная и даже на грани веры. Ты либо веришь тому, что происходит не сцене, либо нет. А я человек воцерковленный, мне такие вещи вообще «заходят». Хотя кто-то скажет – банально... Но я считаю, доброта и чистота в наше время, может, и банальны для кого-то, но они обязательно должны быть.
– Как считаете, не потеряла ли музыка «Zемли Королевы Мод» за эти десять лет своей актуальности?
– У меня были такие опасения, все-таки прошло много лет, выросло новое поколение. Но, глядя на наших ребят в труппе, вижу, что актуальность сохранилась. К нам сейчас пришло много молодежи из Могилевского государственного колледжа искусств и нашей гимназии-колледжа искусств. Они услышали эту музыку и сразу побежали искать в интернете исполнителей. Очень удивились, что эти композиции были написаны специально для спектакля. Их эта музыка «зацепила».
В спектакле есть визуальный ряд – это лежало на моих плечах, что могла, то и собрала вместе с артистами. Но изначально первый отзыв дает эмоциональный ряд – здесь это музыка вкупе со стихами. Валере и Коле (Николай Алфимов, солист рок-группы «Zемля Королевы Мод» – прим. авт.) удалось создать что-то неделимое. А мы в театре уже оформили это все в красивую обертку. Судить об успехе спектакля можно по его популярности у зрителей, на него всегда хорошо ходили. В 2013 году я ставила его на севере России, в Котласе. И там его тоже очень хорошо приняли.
– Чем вы это объясняете?
– Люди и поколения меняются, а главные сентенции остаются прежними – любовь, одиночество, вера в чудо, надежда... Они все равно остаются и будут жить дальше, может, нас не будет, а они будут.
– Какие изменения претерпела музыкальная баллада за это время?
– Проблема в том, что материал очень густонаселенный, он держится на массе людей. А артисты – это текучка, сами понимаете. Кто-то детей начал рожать, кто-то замуж повыходил, другую работу нашел, учиться поехал, и – пошло-поехало. Поменялся главный герой, вместо Димочки Козлова сейчас у нас Саша Тихонов. Все герои повзрослели. Неизменными из премьерного состава у нас остались: Старик – Сережа Бобровник, Король – Игорь Бурак, Птица – Виталина Лебедева и Солдат – Костя Лебедев. Старуху сейчас буду играть я, Татьяна Дорогобед, тоже повзрослела (смеется).
– Последние три-четыре года спектакль не шел, почему сейчас решили его возобновить?
– В этом году встретили Валеру, обсудили: юбилейный год, десять лет все-таки. А ситуация сейчас сложная. И мы решили, почему бы и нет. Молодежи, как я уже сказала, у нас в театре сейчас много, занимаемся вводами людей, немного расширили массовку. Как это получится – не знаю. К вводам я всегда отношусь скептически. Все-таки, когда все вместе изначально работают над материалом, получается альянс. Но надеемся, что все загорятся.
– Юбилейный показ будет чем-то отличаться?
– Нет, мы не будем делать из этого помпы. Показ пройдет в обычном режиме. Надеемся, что зритель соскучился. Был момент, когда материал уже отсмотрели, город-то небольшой. А сейчас, судя по всему, подросло то поколение, которое его не видело. Посмотрим, как это новое поколение отреагируем, может, нам удастся им что-то сказать.
Театру сейчас сложно создавать что-то новое, скажем так. Ковид ударил по всем. Возникли и финансовые трудности. В таких условиях мы возвращаемся к чему-то проверенному. Любая новая постановка – это риск. А «Крылья» проверены. Посмотрим, насколько сложнее стали наши дети в мире гаджетов. Зайдет им простой материал или они захотят шоу с 3D, 5D-технологиями, компьютеризацией и прочими новшествами, как это делают китайцы: у них, к слову, невероятные шоу, мы по сравнению с ними живем в каменном веке, но зато берем душой!
– А вам самой хватает вдохновения столько лет работать с одним материалом?
– Понятно, что я уже выстрадала этот материал. Он уже сделан и отложен, только пользуйтесь. Но творческие люди должны влюблять себя в то, что они делают, если не влюбишь себя, не влюбишь других. Поэтому, да, на этот период времени я себя влюбляю даже в привычный материал для меня. Конечно, я «горела» этим материалом когда-то, сейчас я, так скажем, поддерживаю огонек (улыбается).