В конце 2020 года родственники людей, похороненных на еврейском кладбище в Бобруйске, обнаружили, что с могил пропали металлические цепи, калитки и целые секции оград и даже ограды целиком. Мы подробно писали об этом.
Масштаб воровства поражал: пострадало несколько десятков могил. Казалось, на кладбище орудовала целая банда, которая, вероятно, могла приехать туда ночью на грузовике – ведь ворота на кладбище открыты, круглосуточной охраны там нет.
Представители еврейской общины города обратились в милицию с заявлением.
Позже выяснилось, что пострадало не только еврейское кладбище, но и городской мемориал по ул. Минской: там тоже недосчитались калиток и ограждений.
Приходит в голову только один мотив этого преступления – металл украли, чтобы сдать.
Пытался ли кто-либо сдать металл, похожий на ограду?
Однако оборот металла в нашей стране строго регламентируется Постановлением Совета Министров от 10.10.2006 № 1331. Принимать лом от населения могут только предприятия «Белвтормета» (Белорусское государственное объединение по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов) и заготовительные организации «Белкоопсоюза», либо организации, которые уполномочены принимать металл специальной лицензией. Ее выдает Министерство промышленности.
Человек, сдающий металл, должен иметь при себе паспорт.
Сдать в металлолом можно тоже далеко не все. По закону от физлиц принимают гаражно-ремонтное оборудование, сельхозтехнику и узлы к ней, автомобили и детали, столярный и слесарный инструмент и прочее (полный перечень можно найти на сайте «Белвтормета»).
В пункте приемки металла ОАО «Белвтормет» в Бобруйске нам в комментарии отказали, сославшись на коронавирус.
«Распиливают до неузнаваемости, а потом сдают»
Разъяснить, как вообще устроен прием металла, согласился бывший предприниматель, который ранее работал по этой стезе в Бобруйском районе.
– Даже ИП сдают лом в тот же «Белвтормет» или «Белкоопсоюз». В Россию сейчас ничего не везут, все перекрыто. Обычный человек может сдать в приемный пункт бытовой металл, но не более тонны, – рассказывает Павел. – Потому что на горбу сотни килограммов ведь не понесешь и в багажнике легковушки – вряд ли: когда везешь много, это видно, и любой милиционер может остановить и спросить документы на перевозку. «Я везу в приемный пункт, чтобы официально сдать» не подходит – грозит конфискация всего, включая машину, и возможен срок. Значит, надо вызывать приемщика, чтобы он забрал лом на своей машине или сопровождал груз со своими документами. Или вызывать ИП, у которых есть такое разрешение.
Калитку с кладбища никто бы у физлица не принял. А если бы такую попытку кто-то предпринял, попытался сдать часть ограды или, например, водопроводный люк, приемщики обязаны были бы вызвать милицию.
Однако, уточняет Павел, находятся «умельцы», которые обходят подобный запрет:
– Распиливают до неузнаваемости, а потом сдают.
– Но распилить это без специального, промышленного, оборудования, сложно, – уточняет мой собеседник. – Как минимум, нужна ножовка по металлу и навык работы с ней. А для того, чтобы распилить десяток калиток, нужна пила-«болгарка» или даже несколько.
Павел подчеркивает: ни он сам, ни его знакомые предприниматели даже не пытались принимать кладбищенский металл. Но при этом допускает, что вполне могли найтись «недобросовестные товарищи», которые рискнули бы. Хотя пункты приема металла, по его словам, проверяют регулярно – как раз, чтобы избежать подобных ситуаций.
Сколько злоумышленники могли заработать на оградах?
Нам, конечно, неизвестны схемы и расценки на нелегальном рынке черных металлов в Бобруйске (если такой есть). Однако, можно подсчитать примерный «заработок», ориентируясь на расценки для физлиц.
Павел говорит, что вес секции ограды может колебаться, в зависимости от сложности работы и производителя. Диапазон – от 60 до 100 кг. Возьмем средний вес, 80 кг. Чугун на «Белвтормете» принимают по 53 коп. за 1 кг (расценки актуальны на 3.02.2021). Получается, 42,4 руб. с одной секции ограды.
Что выяснили правоохранители?
В декабре-январе в милицию обращались бобруйчане по факту хищения металлических ограждений с территории городского еврейского кладбища на ул. Минской, проинформировала Татьяна Горбанюк, официальный представитель УВД Бобруйского горисполкома.
Одним из таких обратившихся был Александр Г., ныне живущий в России. Ответ из УВД, который он получил на свое обращение, бывший бобруйчанин разместил в Фейсбуке, его прочитали многие. «17.01.2021 принято решение о прекращении дела об административном правонарушении в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению к административной ответственности», – говорилось в нем.
Вместе с тем, Бобруйский межрайотдел Следственного комитета дал правовую оценку произошедшему на кладбище – возбудил уголовное дело по ст. 205 УК РБ (Кража). В настоящее время правоохранители устанавливают родственников, с чьих захоронений похищены металлические ограждения, проводят другие следственные действия.
Раввин Шауль Хабабо, который также следит за развитием ситуации, настроен оптимистично.
– Сейчас виноватых в произошедшем ищут все уполномоченные на это структуры, и я надеюсь, что уже в ближайшее время воров обнаружат, – говорит он.
Кто охраняет бобруйские кладбища?
Остается пока открытым вопрос, как вообще могли попасть на городские кладбища посторонние люди и осуществить эти кражи, да еще в таких масштабах. Есть ли на кладбищах охрана? Видеонаблюдение? Несет ли «Городской центр ритуальных услуг», в ведении которого находятся все кладбища города, какую-либо ответственность за имущество граждан (ограды, памятники, калитки и т.д.)?
Мы направили эти вопросы в государственную ритуальную службу города и опубликуем ответы, как только получим их.