29-летний Андрей Петров – учредитель, директор и командир отряда «Феникс», «в миру» – электрогазосварщик на предприятии «Теплоэнергетика». Живет в Могилеве.
К осознанному решению стать волонтером-поисковиком он пришел после того, как в 2019-м пропал его близкий родственник, и вскоре его нашли мертвым:
– Я понял, как тяжело родным, когда они не знают, где их близкий человек, жив он или мертв...
До «Феникса» Андрей и другие ребята из области более года были волонтерами гомельского поискового отряда «Симуран», а затем решили сформировать свою команду. 9 сентября 2020 года был официально зарегистрирован отряд «Феникс».
В отряд принимаются все
Сегодня в отряде «Феникс» – 225 волонтеров со всей Могилевской области, из них 22 – из Бобруйска. Недавно открылось подразделение «Феникса» и в Витебской области – еще порядка 25 человек.
– Волонтерами могут быть люди не младше 18-ти и не старше 55-ти лет, – объясняет руководитель поискового отряда. – Но у нас есть и 15-17-летние – они помогают расклеивать ориентировки, к поискам их не привлекаем. В свои ряды мы принимаем всех желающих. Даже если человек не может участвовать в самих поисках, ему найдется занятие.
В поисковом отряде, по словам Андрея, есть и женщины, и мужчины. Первые участвуют в поисках наравне с мужчинами, иногда и руководят ими. Так называемые «невыездные» волонтерши (например, в декретном отпуске) занимаются обзвоном больниц, моргов, других заведений, куда пропавший мог бы попасть. С этой целью даже создано специальное подразделение «Обзвон».
В отряде есть и «инфорги» – те, кто пишет ориентировки, распространяет их по сайтам, соцсетям.
У каждого из волонтеров свои причины заниматься поиском пропавших людей. У кого-то, как у Андрея, пропадали близкие. Есть и такие, кто просто хочет помочь другим.
Как ведут розыск
Информация о пропавших поисковикам поступает из трех источников: от родных, из МЧС и милиции.
– В первом случае информация обязательно проверяется в милиции, – говорит Андрей Петров, – так как иногда в действительности человек не находится в розыске, и в этом случае его поиски могут расценивать как преследование. А бывают такие нехорошие люди, которые умышленно сообщают ложную информацию о находящихся в розыске – мол, видели его там-то. Людям просто скучно, хочется дурака повалять. Могут, например, позвонить и попросить найти... зажигалку, мобильник.
Родственникам потерявшегося человека отправляется анкета, в которой нужно сообщить информацию о разыскиваемом. В анкете они подписываются под тем, что все данные могут использоваться в ориентировках. Но сами поисковики, по словам Андрея, стараются фильтровать афишируемую информацию – например, могут не сообщать в ориентировке о наличии психического заболевания у разыскиваемого.
Волонтеры сотрудничают с МЧС и милицией, но работу поискового отряда никто из упомянутых структур не координирует и не вмешивается в нее.
Сегодня волонтеры ищут людей, не только «наматывая» пешком и на колесах большие расстояния, но и используя интернет: социальные сети, переписку со своими коллегами из других регионов, стран.
Истории вернувшихся
В текущем году поисковики Могилевской области приняли около 60 заявок о пропавших людях. Часть «потеряшек» нашлась еще до начала поисков.
– На сайте «Альтернативы» (движение против рабства – ред.) увидели информацию о 21-летней девушке из Минска, которая уехала к своему молодому человеку в Москву, потом в Турцию и пропала, – рассказывает Андрей. – Связались с «Альтернативой» и мамой девушки, предложили помощь. Через группы в соцсетях закидали ориентировками всю Турцию. Информационная атака сработала: уже через несколько часов девушка созвонилась с мамой по видеосвязи.
Пару месяцев назад волонтерам удалось вернуть бобруйчанина домой из России. Там бедолагу ограбили, и он, фактически, остался на улице. Поисковики нашли его, доставили в милицию, потом в посольство, сделали временные документы и переправили на родину.
Однажды искали могилевчанина, который уехал в Московскую область на заработки в 2016 году.
– Мы стали максимально рассылать ориентировки в соцсетях, – рассказывает Андрей. – Через некоторое время нам позвонил сам пропавший и сказал: «Прекратите меня искать, со мной все хорошо!» Он даже снял видео, в котором сообщил, что жив-здоров, никаких противоправных действий в его отношении не совершается. Дело закрыли.
Бабушка, которая видела свет
Нередко волонтерам приходится искать людей с психическими расстройствами.
– Сейчас у нас в розыске мужчина, которому кажется, что он живет... 20 лет назад, – говорит Андрей. – Периодически он куда-то уходит. Когда мы его находим, он говорит, что едет к родителям, которым нужно помочь на даче. Только родителей давно уже нет….
Этим летом волонтеры искали бабушку из деревни под Чаусами. Она ушла в лес по грибы и вечером успела сообщить родным, что заблудилась, и сил у нее уже нет. Волонтеры «Феникса» выехали на место, искали всю ночь.
– Во время поисков мы обычно светим фонариками и спрашиваем у людей по телефону, видят ли они свет, – объясняет Андрей. – Эта бабушка видела свет даже тогда, когда мы выключали фонари. Нашли ее под утро, к счастью, живой и невредимой. Бабушка была нам так благодарна, что даже пригласила на свой день рождения. Сказала: «Вы мне помогли пожить еще». А ее дочь после этого вступила в наши ряды.
В бобруйских лесах везде – следы от «закладок»
80-90% заявок, когда люди теряются в лесах – это бобруйская сторона, говорит руководитель «Феникса»:
– Бобруйск – город специфический, почему-то людей тянет туда, даже из других регионов. Еще в Бобруйске многие дела о пропаже людей связаны с суицидом или наркотиками. Месяц назад искали парня – ходили по лесу рядом с Бобруйском. Там везде следы от «закладок», в Могилеве такого я никогда не видел.
По словам Андрея Петрова, в практике волонтеров был только один случай, явно связанный с криминалом:
– Под Климовичами женщина поехала на велосипеде к своему другу, они выпили. Ей позвонил сожитель, между ними произошла ссора по телефону, и она поехала домой. Расстояние до дома – около трех километров. Больше ее никто не видел – ни женщины, ни велосипеда.
Вы также можете помочь в благом деле
Деятельность отряда «Феникс» никто не финансирует. Поисковики за свои собственные средства покупают одежду, рацию, оборудование, топливо, еду. После регистрации поисково-спасательного отряда был открыт расчетный счет, на который люди могут вносить пожертвования. Вы также можете принять участие в благом деле, перечислив посильную сумму.
С информацией о способах оплаты и о деятельности «Феникса» вы можете также ознакомиться на странице отряда «ВКонтакте»: https://vk.com/phoenix_bobruisk