83-й отдельный ордена Красной Звезды инженерно-аэродромный полк ВВС и войск ПВО дислоцируется в Авиагородке. Территория полка напоминает, скорее, санаторий. Вокруг березы да сосны, зеленая травка с желтыми одуванчиками и воздух такой свежий...
На экскурсию по части мы пришли вместе с первокурсниками бобруйского лесоколледжа. Организовал ее для ребят учитель допризывной подготовки Владимир Смирнов, подполковник в отставке.
На часах 11.00. Полная тишина. Весь личный состав, как говорит заместитель командира батальона по идеологической работе майор Олег Дергауз, «задействован на выполнении основных задач».
Олег Валентинович становится нашим гидом по «армейской жизни». А жизнь эта насыщенна и многогранна: полк занимается строительством, реконструкцией и поддержанием в боевой готовности военных аэродромов Беларуси, строит вертолетные площадки и навесы для техники, обустраивает военные городки.
Где живут солдаты
Заходим в одну из казарм, где солдаты спят, приводят себя в порядок, проводят личное время и занимаются военной теорией.
В спальном расположении лишь самое необходимое: кровати, тумбочки и большой шкаф для хранения головных уборов, верхней одежды, касок и вещмешков.
В прикроватных тумбочках нельзя хранить ничего лишнего, поясняет Олег Дергауз. На верхней полке обычно лежат предметы личной гигиены, на средней могут находиться подшивочный материал, конверты, тетради, ручки, на нижней – средства для чистки обуви.
В комнате бытового обслуживания можно погладить одежду, подстричься. Здесь имеется и машинка для ручной стрижки, а в части есть внештатный парикмахер.
В комнате досуга и информирования (раньше их называли «ленкомнатами») проводятся разные мероприятия. А в личное время здесь можно почитать художественную литературу, поиграть на гитаре.
В спортивном зале есть тренажеры, штанга, перекладины, брусья, настольный теннис, шведская стенка. В часы досуга солдаты подтягивают здесь физподготовку: в части ежегодно проводятся соревнования по мини-футболу, волейболу, армейскому рукопашному бою.
Душевая и туалет «в армии» не очень похожи на «казарменные»: все выложено плиткой, современная сантехника, зеркала на стене, горячая вода, чистота.
Распорядок дня срочника
Ежедневно подъем в 6 утра. Затем зарядка на улице в течение получаса. После 30 минут – на утренний туалет, 10 минут – на утренний осмотр и потом завтрак. В 8.30 – развод на занятия.
С 13 до 14 – обед и полчаса свободного времени. Потом одни заступают в суточный наряд, другие идут на занятия.
В 18 часов начинается воспитательная либо спортивно-массовая работа. С 19 до 20 – ужин, затем, до 21 часа, самое приятное – личное время. В 20-21.00 – просмотр информационно-аналитических программ, вечерняя прогулка и в 22 часа – отбой.
В субботу – хозяйственный день: солдаты наводят порядок во всех помещениях и на территории полка. В воскресенье – экскурсии, просмотр кинофильмов, спортивные мероприятия и личное время. В этот день возможна встреча с родителями и родными. Но не сейчас.
В связи с коронавирусом
– В связи с коронавирусом ограничены увольнения военнослужащих срочной службы, – поясняет Олег Дергауз. – Раньше увольнительные были каждые выходные, плюс – с пятницы по воскресенье предусмотрен такой вид поощрения, как трехсуточные увольнения с правом выезда за пределы гарнизона. Сейчас все это приостановлено. Ограничены и встречи с родителями. Они могут передать передачу сыну, повидаться с ним несколько минут, и все.
В часть приезжали сотрудники Центра гигиены и эпидемиологии, провели обработку. Сейчас во всех помещениях проводится уборка с использованием дезсредств. Везде расположены антисептики для рук.
– Ввиду того, что контакты у нас ограничены, и находимся мы в «замкнутом пространстве», обстановка у нас нормальная, – говорит заместитель командира батальона.
– Не только сейчас, но и во все времена, здоровью солдат здесь уделяется пристальное внимание, ведь служить приходят парни с разной степенью годности, – добавляет Олег Валентинович. – При любых жалобах они обращается к врачу-терапевту – при части есть свой медпункт. Если нужно, солдат направляется в городское лечебное учреждение либо военный госпиталь в Минске.
Кормят нормально
А нынешние призывники действительно такие слабенькие, как говорят? – задали мы вопрос зам. командира.
– Вспоминаю призыв 10-15-летней давности – ребята приходили более подготовленные, – говорит Олег Дергауз. – Со здоровьем у ребят сейчас больше проблем – начиная от зрения и кончая спиной. Потому что вечно сидят за компьютером, в мобильниках, вместо того чтобы играть в футбол на свежем воздухе. Правда, в армии довольно быстро вливаются в процесс. Сначала могут потерять в весе, а потом даже прибавить.
Чтобы убедиться в последнем, мы заглянули и в солдатскую столовую. Мой личный стереотип о том, что «бедных солдатиков» в армии кормят одной перловкой, рухнул сразу же. В меню в этот день, 29 мая, было: на завтрак – мясо курицы жареное с гречкой рассыпчатой и соусом, хлеб, булочка, масло, сыр, чай, яйцо. На обед – салат с морской капустой и свеклой, суп гороховый, суп молочный с пшеном (на выбор), плов рисовый с мясом свинины, хлеб, кисель, сок. На ужин – рыба, запеченная в соусе, картофель тушеный, хлеб, булочка, кисель, чай, кефир.
В столовой работают шесть поваров: пять женщин и один парень. Все в масках и перчатках. Им помогают солдаты срочной службы, которые несут дежурство по столовой. Владислав Шинкоренок служит здесь… хлеборезом. Говорит, что это было его желание. Но с недавних пор хлеб в часть поступает уже нарезанным. Так что, в обязанности хлебореза сейчас входит нарезка масла и сыра.
– Передаю привет своим родным: маме Таисии Шинкоренок и отцу Геннадию Лавриновичу, – воспользовался возможностью пообщаться с журналистами Владислав.
По словам заведующего столовой Владимира Лопухина, если еда остается, то желающие могут взять добавку. А отходы идут на собственное хозподворье, где держат скот. Так что, производство безотходное.
Приветы от сыновей
У выхода из казармы несут службу дежурный и дневальный. В этот день дежурит ефрейтор Владислав Иванов. Парень служит ровно год. Сначала, говорит, боялся идти в армию.
– Но все оказалось намного проще, чем я ожидал, – признается Владислав. И тоже передает привет своим самым близким людям, кто ждет его на гражданке: маме Ирине Михайловне, папе Владимиру Николаевичу и девушке Даше.
За дневального в этот день Андрей Михалькевич. На вопрос об обязанностях молодой человек отвечает строго по уставу:
– Постоянно следить за комнатой хранения оружия, не покидать казарменное помещение и следить за порядком, следить, чтобы военнослужащие чистили обувь, курили в отведенных для этого местах.
Андрей тоже прослужил год. Впечатления у него в основном хорошие:
– Трудного здесь ничего нет, надо только адаптироваться.
Ну и без приветов родным никак:
– Маме Валентине Сергеевне Юркевич, папе Виктору Анатольевичу Михалькевичу, бабушке Любови Михайловне Юркевич и младшему брату Диме. Ему 13 лет, он будущий солдат!
Игорь Сачек служит полгода.
– Я сразу был настроен не очень, – вспоминает он первые дни в армии, – сначала было трудновато, но сейчас все хорошо. Когда я пришел служить, весил 91 кг, за четыре первых месяца похудел на 17 кг и сейчас вешу 74, но это даже хорошо. А кормят нас здесь обычно вкусно. Передаю привет своим родителям Ирине Вергуновой и Вячеславу Сачеку, сестре Ольге Бенцлер. А любимой девушки у меня нет, так служить легче.
А что насчет дедовщины?
– Скорее, встречаются конфликтные ситуации, как и в любом коллективе, – говорит зам. командира батальона Олег Дергауз. – Понятно, что ребята вынуждены находиться 24 часа вместе, многие стремятся занять в коллективе свою нишу. Они молодые, горячие, кровь бурлит. Но что касается неуставных отношений, с этим у нас строго. Проводятся системные профилактические предупредительные мероприятия. К тому же у нас везде стоят камеры видеонаблюдения. Здесь родителям абсолютно нечего бояться.
Все в гости к нам
В день нашего визита в 83-й отдельный инженерно-аэродромный полк мы на пару с учащимися колледжа были здесь не единственными гостями: на аэродроме тренировались парашютисты сборной Беларуси, на временное проживание в полк прибыли курсанты авиационного факультета Военной академии Беларуси. На территории части они будут жить, питаться, а тренироваться – в Бобруйском аэроклубе, который считается одним их лучших в стране.
Ждали в этот день в полк и нового министра обороны Виктора Хренина, который прибыл в Бобруйск с ознакомительной целью.
Кто еще в армии живет
83-й отдельный инженерно-аэродромный полк ПВО ВВС – единственная воинская часть в республике, где сохранился хозяйственный взвод. Правда, служит в нем один человек – командир Николай Лазакович. Помогает ему женщина из гражданских, ее Николай называет «бабушка» или «Александровна».
В хозяйстве есть коровы, лошадь по кличке Ласточка, овцы. Как раз в день нашего визита у одной из овечек, по кличке Доярка, родился ягненок. Сколько всего здесь животных, Николай не говорит: военная тайна. Шутит, что у всех его подопечных есть не только имена, но и звания. Например, лошадь Ласточка очень хитрая, она уверена, что является здесь главной: открывает кормушки, когда сама захочет поесть или других покормить.
Коровы дают молоко, в сезон ежедневно около 70 литров. Так что, солдаты в части пьют свое, домашнее молочко. И еще кушают свой лук, чеснок, морковь. В хозяйстве имеются две теплицы, грядки.
Овечек обычно сдают в Оршу на мясокомбинат для детского питания, иногда оставляют для себя. Когда-то здесь разводили и свиней, но в связи с африканской чумой отказались.
А главным охранником хозяйства является овчарка Найда.