Хобби длиной в 20 лет
– Первый концерт сыграли на открытии рок-клуба «Новая версия», в этом же зале, – говорит вокалист Сергей Мацак, вокалист группы «ОзНоб», настоящего динозавра Бобруйской рок-сцены. – Мы начинали с панк-рока, с годами наша музыка усложнилась и утяжелилась.
Для музыкантов игра в группе – хобби, которое занимает их последние 20 лет.
– Много нервов и времени нужно чтобы собраться, хотя мы репетируем регулярно, три раза в неделю, – добавляет гитарист группы Николай Бабенко.
Рокеры считают, что условий для развития молодых групп в Бобруйске практически нет:
– Группы создаются, когда люди ходят на концерты, видят живую публику, понимают, что это востребовано и интересно, чувствуют какой-то отклик. Когда мы «собирались», на концерты ходили толпы людей. Сейчас все иначе, – говорит Сергей.
Для бобруйского рока характерна преемственность
Николай вспоминает: организаторы нынешнего фестиваля, Юра и Дима из группы «Хранитель», когда-то ходили на их концерты.
– Здесь все держится на людях, – считают музыканты. Первый рок-клуб основал и первые концерты проводил Юрий Мищенко, известный всему музыкальному Бобруйску.
Часть музыкантов из «No drink no pass», которые приехали на фестиваль и отыграли на «ура» – тоже из Бобруйска.
Деньги и каверы
Никто из музыкантов «ОзНоба» на жизнь музыкой не зарабатывает. Скорее даже наоборот.
– Да, это требует денег, но не больше, чем занятие туризмом, например, – говорит Сергей.
Однако сменить жанр на более коммерческий и, к примеру, начат играть каверы и зарабатывать на этом деньги, музыканты не хотят. По их словам, это не принесет им того морального удовлетворения, которое сейчас приносит собственное творчество.
Фестивали вроде «Вторжение» по словам Бобруйских музыкантов, проводятся на чистом энтузиазме, за счет того, что большинство музыкантов не просят за свои выступления никаких гонораров. Иногда, по словам самих организаторов, играют в ноль или даже себе в убыток.
Музыканты группы «No drink no pass», приехавшие сюда по сути из разных город страны тоже пока не зарабатывают музыкой, а больше вкладываются: в запись альбома и другие текущие расходы. Однако у группы пока был только один концерт, они готовятся к релизу альбома и потом уже планируют выбраться с концертами по Беларуси. В общем, как сказал гитарист группы Андрей Амелькевич, «у нас большие планы».
– У меня много знакомых групп по стране, которые могли бы приехать и сыграть здесь, но у них – гонорары, которые мы не потянем, они уже не «за идею» играют, – говорит Николай Бабенко из «ОзНоба».
Публика
Публика, которая ходит на концерты, существенно изменилась. Как рассказали музыканты, и людей стало меньше, и люди стали другие.
– Раньше на эти концерты приходило очень много людей, в основном молодежь, тогда это все было на пике популярности. Сейчас тех, кто предпочтет живой концерт комфортному прослушиванию музыки дома, намного меньше. И наша аудитория – люди уже не 15-17 лет, а постарше, – считает Сергей Мацак.
Музыканты считают, что на изменение отношения к живым концертам повлияла и доступность музыки сейчас.
– В интернете сейчас можно найти любые записи и любые концерты. Не многие готовы приходить за живой музыкой и атмосферой, – говорит Николай Бабенко.
Основное движение сейчас сосредоточено в Минске. Многие группы развиваются, собирают залы, понемногу зарабатывают этим.
Хотя, по словам Андрей Амелькевича, некоторый упадок чувствуется и в столице:
– Все меньше и меньше людей сейчас хотят ходить на сборные концерты. Это связано с тем, что есть известные состоявшиеся группы, которым не нужна компания, чтобы собрать полный зал.
А от публики зависит многое. В том числе и настроение самих музыкантов.
– Мы недавно выступали в детском лагере в Радошковичах, – рассказывает гитарист «No drink no pass». – Нам очень понравилось – там было 10 человек, которые отрывались за сотенную толпу.
По мнению бобруйских музыкантов, расцвет рок-н-ролла пришелся на девяностые-нулевые, когда на такие городские концерты приходили сотни людей, и регулярно создавались новые группы. Сейчас у это движение переживает упадок.
Цензура
По словам музыкантов, цензура их песен в городе появилась совсем недавно. Перед городскими праздниками тексты песен читают для того, чтобы не прозвучало ничего «лишнего».
– Иногда цензоры не понимают, о чем на самом деле в песнях речь, – считает Николай Бабенко. –Нам запретили играть на одном из праздников песню про Бородинское сражение потому, что она называлась «Улыбка смерти».
– В этом году «ОзНоб» не приняли ни на один городской праздник, – говорит Сергей Мацак. –Оказалось, что основывались на каком-то видеоролике с ютуба нашего уже какого-то очень старого выступления.
По словам музыкантов, в девяностые и нулевые годы, даже учитывая популярность их музыки, цензуры практически не было.
– А перед открытыми городскими концертами нас просто спрашивали, не будем ли мы со сцены ругаться матом. А мы и не собирались, – рассказывает Сергей.
Как прошел концерт, и что будет дальше – мысли организаторов
Юрий Вилюха, вокалист группы «Хранитель» и один из организаторов рассказал:
– Все прошло в общем неплохо. Людей было больше чем обычно, продали все распечатанные билеты. Приглашенные гости-музыканты говорили о неважном звуке в помещении, и это действительно так, но это – нюанс этого зала. Пока мы с этим ничего сделать не можем.
Юрий рассказал, что организаторы как могли принимали меры для того, чтобы зритель не уставал: делали перерывы между выступлениями групп для того, чтобы люди могли отдохнуть.
«Вторжение» будет проводиться и дальше, но сейчас основные организаторы возьмут перерыв, для того, чтобы отдохнуть и набраться сил.
– Организация такого фестиваля – трудоемкий процесс, – говорит Юрий. – Нужно было найти подход к каждому из музыкантов-участников, нужно было иногда успокаивать особо активную публику, предусмотреть еще очень много разных нюансов.
После отдыха, по словам Юрия, фестиваль выйдет на новый уровень. Возможно, будет больше приглашенных гостей, известных музыкантов из Беларуси и России.
– За время подготовки к фестивалю мы встретили много интересных людей, сдружились, поэтому будем приглашать новые и новые группы, – говорит Юрий.