Лукашенко о «грязной» нефти: «Платят 800 млн долларов, а нам, самым пострадавшим, 20 млн»

1623
«Вечерний Бобруйск».
Александр Лукашенко требует от руководства отечественных нефтеперерабатывающих предприятий исключительно в деловом ключе решать вопросы по компенсации потерь в результате поставки в Беларусь некондиционной российской нефти. Как сообщает пресс-служба президента, об этом он заявил, посещая «Нафтан».

Ущерб надо компенсировать

Было отмечено, что загрязненная нефть дошла до НПЗ в Мозыре, а на «Нафтане» успели среагировать, но была значительно снижена загрузка предприятия. «Ты коммерсант, ты руководитель предприятия, — обратился глава государства к гендиректору „Нафтана“ Александру Демидову, — для тебя должен быть максимальный эффект, неважно откуда: или в производстве, или продал дороже — за счет маркетинга, или за счет компенсации ущерба».

«Не надо орать, наступать и прочее, но свои интересы надо блюсти. Но ползать на коленях не надо. Надо садиться и по-деловому решать», — подчеркнул президент, его цитирует пресс-служба.

Александр Лукашенко отметил, что видит в СМИ информацию о том, что ряд международных компаний предъявляют России ущерб на сумму до 800 млн долларов. «Но мы больше всего пострадали. А нам говорят: ну, что там, белорусы, — они ничего не потеряли. Как так?! Поэтому надо следить и смотреть, почему они, например, платят 800 млн долларов ущерба, а мы больше всех пострадали, но 20 млн», — сказал президент.

Лукашенко А. во время посещения ОАО "Нафтан" в Новополоцке 7 июня 2019 года. Фото: пресс-служба президента
Лукашенко А. во время посещения ОАО "Нафтан" в Новополоцке 7 июня 2019 года. Фото: пресс-служба президента

Напомним, размер компенсации ущерба от поставок «грязной» нефти обсуждается между Россией и Беларусью уже почти месяц. Однако конкретные суммы пока так и не озвучены.

«Мы сегодня четко просчитываем и смотрим на три возможных дальнейших варианта: топливное развитие предприятия (фактически, это то же самое, что построено), топливно-нефтехимический и нефтехимический, мы к нему, наверное, больше склоняемся. Считаем, за этим будущее», — сказал генеральный директор «Нафтана» Александр Демидов.

Во время посещения ОАО «Нафтан» Лукашенко подробно доложили о социально-экономическом развитии предприятия, реализации крупных инвестпроектов. Президент посетил операторскую установку первичной переработки нефти АТ-8, где в 2017 году была завершена масштабная реконструкция. Установка уникальна по своей схеме переработки нефти. Ее аналогов нет не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве. С момента запуска после реконструкции установка работает безаварийно и безотказно.

Одним из сотрудников операторской является уроженец Пакистана Хан Насир Мухтар. Александр Лукашенко тепло с ним пообщался, спросил о семье, поинтересовался, как ему живется в Беларуси. «Полюбил (страну. — Прим.), народ очень добрый. Если бы было плохо, я бы давно уехал. Мне тут хорошо», — сказал пакистанец. Он добавил, что на предприятии ему даже предоставили место для молитв, как того требует Ислам.

Президенту доложили о реализации проекта по строительству комплекса замедленного коксования нефтяных остатков, что позволит увеличить глубину переработки нефтяного сырья до 90% и значительно повысит объем выхода светлых нефтепродуктов. Это один из крупнейших инвестиционных проектов, которые в настоящее время реализуются в белорусской нефтеперерабатывающей отрасли.

После ознакомления с работой завода Александр Лукашенко провел совещание по вопросам модернизации белорусских НПЗ и повышения эффективности экспортных продаж нефтепродуктов.

Лукашенко А. во время посещения ОАО "Нафтан" в Новополоцке 7 июня 2019 года. Фото: пресс-служба президента
Лукашенко А. во время посещения ОАО "Нафтан" в Новополоцке 7 июня 2019 года. Фото: пресс-служба президента

Глава государства напомнил, что с момента последнего совещания, где обсуждалась ситуация с модернизацией НПЗ и нефтепереработкой в целом, прошло два года. «Это было инициировано вами — специалистами и руководителями нефтеперерабатывающей отрасли», — отметил он. Примерно столько же времени прошло и с момента назначения новых руководителей «Нафтана» и Мозырского НПЗ, где президент также планирует побывать в этом году.

«При назначении мы предметно и досконально изучили все аспекты стабильной работы отрасли, определили направления, задачи и сроки. Особенно остро стояли вопросы обеспечения финансирования модернизации. Эти проблемы сегодня решены на одном и на втором заводе. Все остальное зависит от руководства этих предприятий, — подчеркнул глава государства. — Все, о чем правительство и руководители НПЗ просили у меня для завершения модернизации, было поддержано на 100%. Это говорит о важности той работы, которую мы проводим».

Александр Лукашенко обратил внимание: говорить о том, что суверенитет и независимость Беларуси напрямую зависят от нефтеперерабатывающих заводов, нельзя. Однако эффективная работа этих предприятий — один из довольно серьезных факторов стабильности экономики страны. «Нет экономики — нет государства», — резюмировал президент.

Кроме того, на совещании отдельно была затронута проблематика повышения эффективности экспортных продаж нефтепродуктов.

Президент привел в пример один из случаев в Украине. Находясь с визитом в этой стране, он поинтересовался, насколько популярны здесь белорусские нефтепродукты. Оказалось, что местные водители недовольны отсутствием на рынке топлива из Беларуси. «Продукт качественный, но, как всегда, хромают продажи. Надо научиться торговать своим продуктом. Надо драться, биться за свои рынки, удерживать их и эффективно продавать тот продукт, который мы производим. В частности нефтепродукты. Но такая беда и по другим товарам, которые мы производим», — подчеркнул Александр Лукашенко.

«Я попрошу без теорий, потому что уже столько наговорили на эту тему. Важна суть. А суть — это окончание модернизации, — подчеркнул Лукашенко. — Сейчас мы имеем чуть ли не 20% мазута при переработке нефти, поэтому поставили задачу, чтобы этих „отходов“ (мазут — не такие отходы еще) было минимум. Когда мы здесь закончим модернизацию, будет всего 3−4% остатков. Вот и весь разговор, если говорить о топливе».

Президент констатировал, что в 1940-х годах работникам НПЗ было труднее: нефть напрямую не поставлялась на предприятия, поэтому надо было демонтировать оборудование с заводов и перебросить его в другие регионы Советского Союза, например, на Урал, установить в течение нескольких месяцев и произвести продукцию. «А сегодня мы разболтались. Много разговариваем и все плачем: то специалистов нет, то еще чего-то. Нет специалистов — готовьте, ищите, в мире их хватает», — добавил глава государства.

Напомним, 3 июня замминистра энергетики РФ Павел Сорокин сообщил журналистам, что Россия договорилась с пострадавшими от «грязной» нефти странами о принципах компенсации ущерба, но конкретные суммы называть пока рано — предстоит большая работа по их определению.

15 мая министр энергетики России Александр Новак заявил, что общий ущерб от загрязнения нефти в трубопроводе, по его личной оценке, может составить не более 100 млн долларов. Ранее Александр Лукашенко оценивал ущерб только одной Беларуси от поставки некачественной нефти в сотни миллионов долларов. Ущерб Беларуси от проблем с качеством российской нефти может составить от 271,3 млн долларов до 435,3 млн долларов, подсчитали «Ведомости» исходя из имеющихся данных.