У берегов Норвегии словили русского шпиона. Кита

2076
«Вечерний Бобруйск»
В минувшие выходные рыбаки у берегов Норвегии заметили кита-белуху с видеокамерой. Снаряжение сделано в России.

Впервые рыбаки увидели кита в портупее в прошлый четверг, 25 апреля, но, как сообщает норвежский канал NRK, его замечали в этой местности и раньше. В пятницу белуху снова заметили вблизи острова Ингойя на севере страны. К морскому животному ремнями была прикреплена видеокамера.

Белуха-"шпион". Фото Joergen Ree Wiig, Norwegian Directorate of Fisheries
Белуха-"шпион". Фото Joergen Ree Wiig, Norwegian Directorate of Fisheries

Рыбаки отправили фотографию кита в Норвежский арктический университет в Тромсё, сообщает BBC. Университет же связался с Управлением рыболовства, сотрудники которого вскоре прибыли на место. Эта служба в Норвегии отвечает за освобождение запутавшихся в рыболовных сетях морских млекопитающих. Кит постоянно ускользал от людей, но его привлекли с помощью филе трески. Ослабить ремни с борта лодки не получалось, и в итоге один из рыбаков спустился в воду в гидрокостюме. Ему удалось снять с белухи прикрепленное ремнями оборудование, после чего кит уплыл. А на пряжке ремня обнаружили надпись Equipment St. Petersburg (англ. «Снаряжение Санкт-Петербург»).

Профессор университета в Тромсё Аудун Рикардсен рассказал, что связывался с российскими учеными, и те сказали, что ничего об этом не знают. Он предположил, что кит с камерой может быть связан с российским военно-морским флотом, база которого расположена в Мурманске.

По словам профессора, кит вел себя, как ручной, просил угощение и приплыл к людям, потому что ему была нужна помощь.

«Он приближался к лодкам в течение двух-трех дней с раскрытым ртом: искал еду. Неясно, удастся ли ему приспособиться к поиску пищи в естественных условиях», – сказал Рикардсен.

Российские власти и военные инцидент не комментируют.

Специалист Управления рыболовства со снятым с белухи снаряжением. Фото Joergen Ree Wiig, Norwegian Directorate of Fisheries
Специалист Управления рыболовства со снятым с белухи снаряжением. Фото Joergen Ree Wiig, Norwegian Directorate of Fisheries

Ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции Российской академии наук Лев Мухаметов сказал BBC, что животное могли использовать либо для научных, либо для военно-прикладных целей. А вообще нахождение белух с различными приборами в этих водах не является экзотикой, потому что еще 10-15 лет назад норвежский биолог Кристиан Лидерсен выпускал в этом районе белух с различными передатчиками.

Коллега Мухаметова по институту, заместитель руководителя научной программы «Белуха – белый кит» Дмитрий Глазов заявил «Интерфаксу», что военные могут работать с китами-белухами, но данных об их использовании для разведки нет.

Директор Приморского центра подводных исследований Евгений Полухин рассказал «Фонтанке», что программа использования морских животных на военной службе велась со времен СССР, но себя не оправдала.

– Что на самом деле представляет собой программа сейчас, мало что известно, – признается Полухин. – Но животные применяются в большинстве своем для расстановки обнаружительных маяков. Животному ставится задача пройти в определенный квадрат и сбросить с себя маяк. Либо это самопроизвольное отстегивание буя в определенной точке.

– И что этот буй дает?

– Элементарно считывает информацию о проходящих мимо подлодках и боевых кораблях.

Полухин добавил, что белухи могут быть эффективны как почтальоны-разведчики, спокойно плавают на сотни километров и могут нести на себе до 100 килограммов груза. Но если военные их и используют, то таких белух на службе скорее всего единицы, потому что программа их обучения и содержание крайне дорогая.

– Содержать элитного офицера морского спецназа дешевле, – заявляет Дмитрий Полухин.

– Но элитный офицер спецназа не заплывёт за 300 километров и не сбросит маяк.

– Это вы так думаете.