София Горелик живет в квартире – кстати, на улице Горелика – вместе со своим 77-летним сыном Иваном Тарасовичем. Правда, с осени прошлого года после перенесенного инсульта София Григорьевна уже почти не разговаривает и плохо видит. Но все хорошо слышит и понимает. Близким она отвечает кивком головы: да или нет. Большую часть времени сегодня она лежит. Сын кормит ее с ложечки измельченной в блендере пищей. Помогают и внучки – 54-летняя Людмила и 47-летняя Наталья. Ведь когда-то бабушка тоже помогала их растить. Их отец – младший сын Софии Григорьевны, Михаил – умер рано, в 34 года, от болезни почек, и его супруге пришлось нелегко.
У Ивана Тарасовича своих детей нет, с женой расстался. Мать переехала к сыну-военному в Бобруйск, когда ей было 66 лет.
Есть у Софии Григорьевны и трое правнуков – 22-х, 26-ти и 33-х лет, и 6-летняя праправнучка.
О том, что в гости зайдут корреспонденты, Иван Тарасович маму заранее предупредил. Она все поняла и ждала нас. Только вот сама рассказать о себе не смогла, потому за нее это сделал сын и внучка Людмила, которая как раз была в гостях у бабушки.
– Мама родилась в деревне Бортники, – рассказал Иван Тарасович. – В семье у них было одиннадцать детей: четыре девочки и семь мальчиков. Семья была работящая, потому жили по тем временам зажиточно. Маме приходилось много работать, она была старшей среди дочерей. В школу она проходила всего несколько недель, а потом мать ей сказала: «Дачушка, оставайся ты дома, кароў i гусей нада пасцi, у полi памагчы». Мама обрадовалась, что в школу ходить не надо. Помогала матери, с 13 лет в колхозе начала работать. Позже она сама научилась читать и считать, знала много стихов, песен.
С будущим супругом Тарасом София познакомилась на вечерках. После трудовых будней незамужние девушки собирались у кого-нибудь дома, общались, пряли и вышивали, пели, танцевали. Иногда в гости к ним заглядывали парни. Там и познакомились София с Тарасом, им тогда было по 21 году. Несмотря на то, что парень был из бедной семьи, родители девушки не вмешивались в их отношения, и молодые люди в 1935 году поженились. Спустя три года у них родился первенец – сын Иван, в 1941 году – второй сын Михаил.
Как только началась война, Тарас ушел на фронт, и больше его родные не видели. Где и как он погиб, никто не знает.
– После войны к маме сватались мужчины, но она так рассуждала: «Куда мне замуж идти, у меня двое детей. Возьму кого-нибудь, а он издеваться над ними будет». Так и горевала всю жизнь одна, – говорит Иван Тарасович. – Много испытаний на ее долю выпало. Держала коров, свиней, гусей. В лесу дрова заготавливала, сама рубила. Помню, как мужиков нанимали, чтобы они нам ножом торф копали, а мы его складывали, потом сушили и печи топили. Жали серпом, по многу соток земли обрабатывали, засевали.
– А какая рукодельница бабушка была! – добавляет Людмила. – И пряла, и ткала, и шила, и вязала. И блинчики у нее такие вкусные получались!
София Григорьевна всю жизнь проработала в колхозе простой рабочей, только в 60 лет ушла на пенсию.
Иван Тарасович говорит, что у него никогда даже мысли не возникло отдать маму в какой-то интернат или отделение для пожилых людей, хотя далеко не каждый мужчина готов смотреть за лежачей матерью. По его мнению, жизнь в доме-интернате – это издевательство над человеком, и он не понимает, как при живых детях старики могут там находиться. Мужчина очень благодарен матери за все, что она сделала для него и всех близких и старается заботиться о ней.
На вопрос о секретах долголетия матери Иван Тарасович ответил:
– Да нет никаких секретов. Она себя никогда не жалела, очень трудолюбивая была. Старалась, чтобы у детей всегда кусок хлеба был, свое молоко, сало, яйца. Дома всегда порядок, чистоплотная очень. По характеру была требовательной, строгой к себе и близким, но очень любила нас всех. Неконфликтная. Мудрая очень. Даже когда уже здесь жила, соседи к ней приходили и просили помирить их, если ругались.
В еде, говорит Иван Тарасович, мама всегда была непривередливой.
– В детстве и молодости и вовсе питалась скромно. Говорит, тогда мясо или сало держали до праздников, масло тоже. Выпить? Могла немного вина, коньяка, но никогда не увлекалась. На ее 105-летний юбилей нальем ей бокал ее любимого красного вина.
Сколько у нас долгожителей?
В Бобруйске – 14 человек (из них только один мужчина).
Ленинский район:
- Анна Ефремовна Балыкина - 100 лет,
- Зайцева Зоя Васильевна - 100 лет,
- Луценко Александра Кузьминична - 102 года,
- Наливайко Клавдия Александровна - 100 лет,
- Дрейгель Людмила Ивановна - 100 лет,
- Полякова Екатерина Захаровна - 100 лет.
Первомайский район:
- Горелик София Григорьевна - 105 лет,
- Щербак София Степановна - 102 года,
- Шек Вера Тимофеевна - 102 года,
- Каранкевич София Савельевна - 101 год,
- Рыняк Мария Фадеевна - 100 лет,
- Бобок Акулина Ивановна - 100 лет,
- Прохоренко Николай Михайлович- 100 лет.
В Бобруйском районе – 100-летний юбилей перешагнули 4 человека. Самая старшая – Нина Григорьевна Селицкая из деревни Прогресс Ковалевского сельсовета, ей 1 июля исполнилось 100 лет.