Он сказал: «Поехали!». И – поехал покорять Европу автостопом

3436
Владимир РЕПИК. Фото предоставлено героем публикации.
С нашими зарплатами и уровнем жизни на путешествия по заграницам молодому человеку рассчитывать не приходится. Однако у моего собеседника Антона все иначе: он нашел в себе силы преодолеть генетический страх перед другими странами, вышел на трассу, поднял руку и –оказался в Швеции, Норвегии и Финляндии.

Норвегия. Скала Прекестулен.Норвегия. Скала Прекестулен.

Выяснилось, что о белорусах в этих странах мало что знают. Но гостям здесь действительно рады. Так что если впереди у вас долгожданный отпуск, то можно провести его в Европе, воспользовавшись советами нашего собеседника, которые помогут делать путешествие комфортным и интересным.

– Антон, с чего началось это увлечение? Почему именно автостоп? И самый главный вопрос – разве путешествовать так не страшно?

– Нет, не страшно. Я увлекся этим не так давно. Мой первый автостоп был в прошлом году, в путешествие я отправился в компании девушек. Однажды остановилась машина с блатными парнями – то есть, они ругались матом, включили музыку на всю громкость. Было страшновато к ним садиться, я даже сначала думал отказаться. Но, тем не менее, мы нормально доехали, хотя я и переживал за своих спутниц. Я был со своей девушкой Настей. Она учится в медуниверситете в Минске и подрабатывает в больнице. Встречаемся с ней два года.

Мы тогда были в горном походе на Кавказе, потом поехали на море, до Анапы добрались на автобусе, а в поселок Утрис решили поехать на машине – туда и обратно мы добрались автостопом. Это был наш первый опыт путешествия таким образом.

                Щур Антон Александрович, 22 года, окончил Бобруйский машиностроительный техникум, учился на электрика. Работал в Бобруйске в рекламном агентстве, потом переехал в Минск, там работал фотографом в дельфинарии. После, отучившись на курсах на повара, работал в минском ресторане поваром. Теперь работает по договору публичной оферты, а также оформлен как ремесленник – в свободное от путешествий время изготавливает всевозможные украшения.

– Наверное, главное в дороге – вера в хорошее, в доброту и порядочность людей…

– Вот лично у меня не было страха. Выходишь на дорогу, стоишь, стопишь (голосуешь, чтобы остановить машину, и не бывает такого, чтобы остановился человек с негативом. Если останавливается, значит, это человек добрый, желающий помочь, подвезти. Единственное, что бывает, попадаются люди не особо общительные, с такими в дороге сложнее. Но чаще всего подвозят любители пообщаться. Бывало, что мне и город показывали, на машине возили, и к себе домой звали, угощали едой. Естественно, расспрашивали, откуда я. К сожалению, английский знаю очень плохо, но старался рассказать, откуда я, о нашей стране, потому что многие даже не знали, что это за страна Беларусь, и где она находится.

Вообще, стопить интересно. Это общение. Это возможность узнать страну, людей. Ну и плюс, конечно же, это возможность бесплатно добраться туда, куда тебе нужно. Но это на любителя, не каждому подойдёт.

– Что надо с собой брать в дорогу автостопщику?

– Тут два основных варианта: либо человек живет в отелях, либо в кемпингах, и тогда нужно взять с собой палатку. Я всегда беру с собой палатки, потому что я люблю ночевать на природе – это красиво и интересно.

– И что, никто не тронет, не накажет за это? Документы, как у нас, сто раз не перепроверит? Можно где угодно палатку разбить, в любом парке?

– Ну, это смотря какая страна. Например, конкретно в Норвегии были парки, где было написано, что кемпинг запрещен. Но было видно, что там люди останавливаются, есть кострища. То есть я не думаю, что там за это гоняют. Если не оставлять грязь после себя, то всё нормально. У меня лично проблем никогда не возникало, ко мне никогда никто не подходил и ничего не говорил.

– До населенных пунктов ты добираешься автостопом, бесплатно. Но ведь в любом случае деньги нужны, на тот же общественный транспорт в городе…

– У меня, например, с собой была карточка, по ней можно было оплатить что-то в нужной валюте. И были наличные доллары с собой.

Норвегия. Ардал.Норвегия. Ардал.

– А какую минимальную сумму, по-твоему, следует брать с собой?

– Тут нельзя советовать что-то конкретное, ведь у каждого – свой уровень комфорта. Я, например, старался не ездить на автобусах. Мне нравится прогуляться по городу, пофотографировать. На автобусах ездил всего несколько раз, наверное. То же самое касательно выбора места ночлега. Понятно, что на хостел или отель, если тебе хочется большего комфорта, нужны деньги. Во всех странах цены в хостелах разные. Например, в Германии, когда я ночевал в хостеле, то заплатил порядка 8 евро, в комнате было 4 человека. Есть комнаты с двумя постояльцами, а также одиночные. Но, в основном, я ночевал в палатке.

– Но ведь жизнь в палатке имеет свои нюансы. Вот хотя бы захочется воды попить, а если ее с собой не окажется, где взять?

– Есть питьевые фонтанчики в парках. Можно набрать и в туалете где-нибудь воды. Я брал воду из горных источников, она там чистейшая. Норвежцы говорят, что можно даже из озер воду пить – главное, чтобы там рядом не гуляли животные.

В случае если совсем уж негде набрать (такое со мной было в Германии, где все туалеты платные), можно пойти в частный дом, попросить воды. Я так и сделал, и мне дали. И, имея пару литров воды, можно приготовить себе на вечер ужин, я готовил на горелке в котелке походную еду. В общем, у меня получился самый обычный поход, только за границей. Можно его перевести в более комфортный туристический вариант, если жить в хостелах. Кому что ближе.

– А как лучше ездить – одному или вдвоем?

– Лучше, конечно, вдвоем. Разве что, может быть, чуть хуже тогда машины останавливаются.

– Норвегия – это ж так далеко, не ближнее зарубежье. Почему именно эту страну ты выбрал?

– Прежде всего, хотелось своими глазами увидеть природу Норвегии, красивые места, так как очень много слышал об этом. И вот эти маленькие уютные домики. Они, кстати, оказались очень простыми. Вообще, норвежцы живут очень просто и скромно. Меня два раза приглашали в гости, накормили, рассказали о себе. В общем, хорошо, гостеприимно приняли совершенно постороннего человека.  Конечно, в доме есть всё необходимое, вся техника и прочее, но при этом никаких излишеств. Все просто и практично. Примерно также, наверное, выглядит внутреннее убранство хорошего дома у нас.

Что касаемо машин, то в Осло, да, ездят на крутых иномарках. А во всех остальных регионах – на самых обычных машинах, как новых, так и старых.

Леса Финляндии.Леса Финляндии.

– Важны ли стиль, манера одеваться одежды при автостопе?

– Главное, чтобы одежда была удобная. Лучше, конечно, иметь при себе зонт или дождевик – никогда не знаешь, когда пойдет дождь, и сколько времени придётся ловить машину. Если ночуешь в палатке, то, конечно, нужно взять с собой такие необходимые предметы как нож, ложка, спички. Если есть какой-то бюджет, то можно есть из одноразовой посуды, и тогда ложки-вилки можно с собой не брать.

– Вернемся в Норвегию. Есть ли, по-твоему, различия между нашими и их небольшими городами, посёлками?

– Единственный крупный город там – это Осло, с современными зданиями вперемешку со старинными. Этим он мне лично и не понравился, как-то не гармонично выглядит это соседство. А вообще, разница есть, и колоссальная – там природа и города выглядят, как на картинке.

– Сейчас много говорят про то, что Европа становится постепенно «тёмной». А по твоим наблюдениям, много ли там арабов и афроамериканцев?

– Могу сказать конкретно про две страны. Например, в Швеции очень много людей арабской внешности, беженцев. Некоторые из них занимаются попрошайничеством. В Норвегии я ни разу не видел бомжей, только видел людей арабской внешности, занимающихся попрошайничеством – как мужчин, так и женщин. Но, конечно, есть и обеспеченные мигранты, которые работают и неплохо зарабатывают.

По каучсерфингу (специальный сайт для путешественников, пользователи которого могут договориться с людьми из других стран о проживании у них на время путешествия) я останавливался у совершенно незнакомых в двух странах, в Финляндии и в Турции. В Турции у студента-индуса – отличный парень, будущий биолог. В Осло я ночевал у мигранта, вроде бы из Малайзии он был.

Хочу отметить, что хуже всего меня приняли в Швеции. Там очень мало останавливались, очень непросто было словить машину. Потом выяснилось, что местные жители боятся нападений со стороны мигрантов. Но такое настороженное отношение к автостопщикам я наблюдал только в Швеции.

Живут там мигранты по-разному. Есть люди, которые работают и зарабатывают очень прилично, и соответственно, прилично выглядят. Есть те, кто выглядят как оборванцы, как асоциальные элементы у нас. Мигрантов там очень много. И они выделяются среди местного населения, причем, зачастую не только внешностью, но и поведением – они более шумные, чем шведы, например.

Могу сказать из своего опыта, что мигрант мигранту рознь. Например, к чернокожим беженцам я отношусь очень хорошо, они довольно спокойные позитивные люди, ведут себя подобающе. И не совсем хорошее впечатление произвели арабы, их поведение было гораздо более вызывающим.

Норвегия. Аскер.Норвегия. Аскер.

Путешествуя по Швеции, я ночевал, в основном, в палатке – в лесу, у озер, на пляже (в местечке Люмо недалеко от города Мальмё). В Норвегии я разбил как-то раз палатку в маленьком парке, наверное, 1/6 нашего бобруйского центрального парка, и никто даже не подошёл к палатке, ни из прохожих, ни из полиции. Сделай бы я такое у нас в парке, это наверняка вызвало бы повышенный интерес и прохожих, и правоохранителей. Наверняка, недолго бы моя палатка там простояла…

– А как вообще обычно протекал процесс знакомства с теми, кто тебя подвозил? Вот остановилась машина, ты сел в нее. И что дальше, какие вопросы люди задавали?

- Ну, конечно же, первый вопрос – откуда ты? Из какой страны едешь? Куда едешь? Сколько ты уже путешествуешь? Будучи в городе Тавонгёр (это третий по величине город в Норвегии), я проходил мимо протестантского костёла (был вечер воскресенья), там играла музыка – я так понял, была вечерняя воскресная служба. И я решил зайти спросить, можно ли там переночевать. И на мою просьбу откликнулся парень, сказал, что можно переночевать у него. Оказалось, что он живёт в общежитии, и он предложил мне переночевать на кухне этого общежития, кухня та была больше похожа на комнату отдыха – с диванами, плазмой, вай-фаем. Притом, что у них в каждой комнате есть плазма, холодильник, душ, все удобства. А на кухню они, по сути, заходили, чтобы воспользоваться микроволновкой или морозильником. То есть, уровень жизни там довольно высокий, нам до них еще далеко.

– Скажи, а не возникали ли мысли остаться там? Не изучал ли ты эту тему – кому, по каким критериям, там дают убежища?

– Нет, конкретно эту тему я не изучал. Кстати, заметил, что больше всего беженцев в больших городах, например, в Осло. В других частях страны, в небольших городах, я их даже ни разу не видел. А вот что касается Швеции, там беженцы были везде.

– А о чем, прежде всего, спрашивали попутчики касательно нашей страны? Что они хотели знать о Беларуси в первую очередь?

– На самом деле, мало что спрашивали, потому что вообще мало что знали о нашей стране. Некоторые говорили, что знают нашего президента Лукашенко, некоторые из собеседников говорили о тирании, диктаторстве, плохой власти у нас. В целом же, о нашей стране знают очень мало. Причем, примерно половина из тех, с кем общался, вообще не знают, что есть такая страна Беларусь.

– Вот ты ночевал у того норвежского парня в общежитии, потом у индуса. А вы потом обмениваетесь адресами, поддерживаете ли связь?

– Да. Конкретно на этом сайте для каучсёрфинга оставляем друг другу отзывы, понравилось-не понравилось. На фейсбуке добавляемся друг другу в друзья. Так что поддерживаем связь. Я открыт для новых знакомств, это же так интересно! И если кто-то из моих иностранных знакомых захочет приехать в Беларусь, с радостью помогу, чем смогу. Можно будет даже съездить показать им Минск. Нужно помогать друг другу.

– А вот если мне вдруг стукнет в голову попутешествовать автостопом, как ты думаешь, возьмут ли меня, будут ли машины останавливаться?

– А почему нет? Главное, мне кажется, позитив, улыбка, хорошее настроение. Люди ведь путешествуют в любом возрасте – и в 40, и в 60 лет, я читал об этом. Так что возраст точно не помеха, было бы желание. Остановятся, возьмут, если видят, что голосует человек нормального вида, в чистой одежде.

Норвегия. Вид на фьорд со скалы Прекестулен.Норвегия. Вид на фьорд со скалы Прекестулен.

– А что делать, если вдруг, не дай Бог, в дороге получишь травму или сильно заболит зуб? Вероятно, страховка нужна.

– Да, нужна страховка. Я делал себе страховку, но, слава Богу, она мне не пригодилась, ничего подобного не произошло. Но страховка должна быть обязательно у путешественника, на две недели она стоит примерно 20 рублей.

– Что еще необходимо для путешествия?  

 Для стран Европы – шенгенская виза. Мне в этом плане повезло, мне проще, так как у меня есть Карта поляка (её можно получить, если у тебя в родне есть поляки – родители, бабушки-дедушки). Она дает возможность каждый год бесплатно открывать годовую национальную визу, по ней можно ездить по всем странам шенгенского соглашения.

– Наверное, лекарства какие-то нужно брать с собой, мало ли что?

– Да, самые необходимые лекарства нужно взять. Но я всегда был среди людей – можно попросить помощи, зайти в аптеку.

– А что, по-твоему, нужно привнести, может быть, изменить в своем поведении, чтобы легко путешествовать автостопом?

– Прежде всего, нужно быть открытыми, всегда готовыми помочь другому человеку, доброжелательными. Например, если у нас лежит человек, скорее всего многие пройдут мимо, решив, что он пьяный. В Норвегии же обязательно подойдут и спросят, что с человеком, не плохо ли ему. Всегда нужно быть позитивными и доброжелательными. Думаю, что это самое главное.

– А какие твои ближайшие планы, куда хочешь поехать, когда, с кем?

– Планов очень много. Хочу поехать со своей девушкой в Санкт-Петербург, посмотреть город – такое мини-путешествие, 3-4 дня. Летом хочу посетить Австрию и Швейцарию – пару недель там пробуду, наверное. Еще мечтаю поехать с девушкой на Эльбрус, совершить восхождение. Нас будет четверо, ещё 2 человека из России, мы уже готовимся, тренируемся. Скорее всего, отравимся туда в начале августа. Это самое большое и важное для нас путешествие из ожидаемых на данный момент.

Норвегия. Берген.Норвегия. Берген.