О том, сколько в бобруйске «газетных» киосков, о перспективах их развития рассказывает начальник бобруйского филиала ОАО «Могилевсоюзпечать» Нина Михайловна Мишковец
Редко мы проходим мимо киоска «Союзпечать», не сделав покупку. Ведь в последние годы здесь, помимо газет и журналов, можно купить массу необходимых мелочей — от мыла и шампуня до сахара и посуды.
— Нина Михайловна, чем занимается ваша организация?
— Прежде всего, реализацией периодических изданий, книг, а также прочего товара через розничную сеть. Киоски «Союзпечати» расположены по всему городу, в основном, в центре. Стараемся, конечно, охватить все районы.
— Сколько всего сегодня в городе ваших киосков и павильонов?
— Всего 56 торговых точек — 54 киоска плюс книжный павильон, и магазин «Кругозор». 4 киоска со входом вовнутрь: на Ульяновской, на Ванцетти, в центре города и на 5 микрорайоне. Идет такая тенденция, чтобы все киоски в городе заменить на такие, они гораздо комфортнее как для покупателей, так и для работников — в них полы с подогревом, стационарная дверь, у покупателей есть возможность рассмотреть весь товар вблизи.
— Где еще в обозримом будущем откроются ваши точки?
— Сейчас вот новый 7-ой микрорайон рассматриваем, как только инфраструктура там начнет развиваться, будем ставить свои точки. Недавно установили киоск на конечной остановке троллейбуса в 6-ом микрорайоне, после решения технических вопросов будем его «запускать». В планах — открытие павильона около дома 24 по проспекту Строителей, на месте существующего киоска. Сейчас по этому поводу ведется согласование с городскими властями и службами. Планируется, что там будет павильон порядка 80 квадратов с мини-кафе — чтобы можно было зайти вовнутрь, сесть за столик, взять чашечку кофе, почитать. Пока в городе таких нет.
Бобруйский филиал ОАО «Могилевсоюзпечать».
— Нина Михайловна, с развитием современных технологий, Интернета, люди не перестают покупать газеты и журналы?
— Хоть говорят, что Интернет заменяет все, свежую газету не заменит ничто. Если вдруг утром какой-то сбой идет, люди сразу звонят, выясняют, что случилось. Очень многие привыкли по пути на работу покупать свежий номер любимого издания, и начинать день именно с его прочтения.
— А если говорить языком цифр?
— Это сложно. Ассортимент газет и журналов увеличивается с каждым годом. «Могилевсоюзпечать» работает с различными редакциями, и старается привлечь покупателя новыми изданиями. Если 5-10 лет назад мы реализовывали 700-800 тысяч наименований периодических изданий, то на сегодняшний день уже порядка полутора миллиона. Но и цена на них растет, и некоторые отказываются от удовольствия покупать любимые издания.
— Какие издания сегодня самые востребованные ?
— Хорошо люди покупают коллекционные издания, которые на любой вкус: хотите парфюмерию собирать — пожалуйста, хотите автомобили, куклы, органы человека — пожалуйста. Из «коллекционок» самый востребованный журнал — «Дамы эпохи». Правда, сейчас он хуже «идет»: если раньше мы продавали до 2 тысяч журналов в месяц, то сейчас в среднем 300-400. Видимо, дороговато, да и ажиотаж спал. До 40-го номера люди собирали коллекцию, а потом самые стойкие остались. Из республиканских изданий самое востребованное «Советская Белоруссия», из молодежных — «Знамя юности», эти газеты сейчас стали довольно интересными и красочными. Из областных хорошо продается «Четверг». Среди городских востребованы и «БЖ», «Вечерка», ради рекламы берут «Коммерческий».
— В киосках «Союпечать» сегодня можно приобрести и парфюмерию, и посуду, и много разной другой мелочевки. Какую долю занимают эти товары в общем объеме продаж?
— Периодика у нас сейчас в общем обороте занимает 30-32%, книжная продукция — порядка 10%, прочий товар — порядка 50% в общем товарообороте. Стараемся, конечно, наращивать объем товарооборота по периодике, потому что все таки наша основная цель
— реализация периодических изданий и книжной продукции. Реализация прочих товаров — это вынужденная мера, сегодня нужно как-то выживать.
— Расскажите немного о ваших работниках?
— Всем им я очень благодарна — начиная от работников склада, офиса, газетно-журнальной экспедиции, потому что работа их очень сложная. А про киоскеров можно говорить до бесконечности. Они начинают работать в 6.30, заканчивают в 21.00. Лучших назвать очень сложно, потому что каждый из них лучший и хороший. Из самых «оборотистых» киосков можно отметить киоск № 6 на Дзержинке, где трудятся наши «флагманы»: Людмила Саренкова, Лилия Трепашко, Ирина Липатова, киоск №21 возле «Товарища», в котором работают Анжелика Нуриева, Ольга Дичковская, Галина Курильчик, коллектив киоска №11 на 5-ом: Надежда Боровая, Татьяна Лапаник, Наталья Боброва, киоска № 29: Татьяна Таркан, Елена Полозкова, Ольга Кацеба. Даже если некоторые из низ переходят на другое место, их покупатели идут за ними. Работа у нас сложная, выдерживают не все.
— Сегодня, чтобы оставаться конкурентоспособным игроком рынка, необходимо внедрять новые технологии, методы работы. Что делаете в этом направлении?
— Уже почти во всех наших торговых точках установлены терминалы, чтобы можно было производить оплату по безналичному расчету. Сумма терминала с каждым месяцем растет. Если начинали мы с миллиона, то сейчас по безналичному расчету идет уже порядка 50 млн. Очень востребованной оказалась наша услуга «Подписка», на сегодняшний день наш каталог содержит более 200 наименований. То есть можно выписать газеты и журналы в нашем офисе по улице Пушкина, 177/53 (пересечение улиц Пушкина и К. Либкнехта). У нас подписка получается гораздо дешевле, так как не включает доставку, а доставка занимает до 35% стоимости. Только в этом случае забирать периодику нужно в ближайшем к дому киоске, а если подписка ведомственная, и учреждение располагается на 1 этаже, то мы можем доставлять на место. Выписать любимые издания можно с 8 до 14 часов в отделе газетно-журнальной экспедиции.
Ирина РЯБОВА. Фото автора.