Андрей Шерневич: «Бобруйск всегда был городом речников»

2777

Зима на территории Днепро-Березинского предприятия водных путей.Зима на территории Днепро-Березинского предприятия водных путей.

Бобруйскому Днепро-Березинскому предприятию водных путей в прошлом году исполнилось 117 лет. Это одно из четырех подобных предприятий в республике. Оно обслуживает 517 километров водного пути рек Березина и Днепр.

Согласитесь: многие из нас имеют весьма смутное представление о том, чем же оно занимается. Возможно, из-за того, что работа предприятия хоть и очень важна, но простому обывателю совершенно не видна. Дабы восполнить этот пробел, мы решили прогуляться на переулок Затонный, 8 и побеседовать с директором Днепро-Березинского предприятия водных путей Андреем Шерневичем.

Директором Днепро-Березинского предприятия водных путей Андрей Адамович Шерневич.

— Основная цель и задача нашего предприятия —  обеспечение безопасных условий судоходства путем проведения комплекса путевых работ: дноуглубительных, дноочистительных, тральных, работ по содержанию навигационного оборудования, — рассказал Андрей Адамович. — Чтобы все было понятно, я обычно привожу такую аналогию: ДРСУ и прочие дорожные службы содержат дороги в нормальном состоянии, чтобы автоперевозчики без проблем могли перевозить по ним определенные грузы. Аналогично и в отрасли речного транспорта: в Беларуси есть 4 предприятия водных путей, которые содержат эти пути (порядка 3 тысяч километров) в нормальном состоянии, и есть 8 речных портов, которые занимаются грузоперевозками. За нашим предприятием закреплено 517 километров водного пути рек Березина и Днепр.

Насколько мы знаем, ваша деятельность в последние годы не ограничивается только путевыми работами?

— Переломные 90-е годы заставили всех искать дополнительный заработок, в том числе и нас, так как средств, выделяемых из бюджета, не хватало. И мы нашли дополнительное применение имеющейся у нас техники. В первую очередь, освоили гидронамыв песка, а также намыв территории. С начала 2000-х годов у нас завязалось плотное сотрудничество с нефтяниками по намыву территорий под боровые (буровые скважины) установки. И на текущий год есть наработки, заказы. Нефтяники ценят нас как постоянного, надежного и серьезного партнера. И нам с ними работать удобно и комфортно — с их стороны всегда исключительная платежеспособность, никаких просрочек. В прошлом году упомянутые работы заняли где-то 3-ю часть традиционного «портфеля заказов».
С 2009-го года мы выбрали еще одну специализацию — гидротехническое строительство. Определенные успехи в этом есть, но есть и ошибки. Главная проблема здесь — не удалось собрать сильную команду профессионалов. Все же речная отрасль — область довольно специфическая и отличается от строительства и по части организации работы, и по нормативным документам. Продолжаем над этим работать.

Недавно активно муссировалась новость о затонувшей около деревни Доманово барже, принадлежащей вашему предприятию. Почему это произошло, чем закончилась история?

— Причина — предельный износ металла. Последний раз понтон земснаряда ВТ-126, о котором идет речь, поднимался на берег в 2001 году, то есть, 10 лет назад, это срок в два раза выше нормативного. Кроме того, ремонт днища тогда производился не полностью, дефектовались  отдельные участки. А полная замена днища была в 1988 году. Понтон затонул не полностью, а частично. Случись это летом, никаких проблем не было бы, а зимой по замерзшей реке невозможно было подвести туда подъемные суда. Пришлось искать новое техническое решение. Изготовили специальное приспособление, для чего закупили необходимое современное японское оборудование, которое пригодится и в будущем. В полузатонувшем состоянии понтон простоял неделю, потом его достали. Хочется поблагодарить за помощь водолазов нашего ОСВОДа. Судно и сейчас стоит у деревни Доманово, в этом году ему будет обеспечен капитальный ремонт.

Начальник ремонтно-отстойной базы Максим Мигель.

А в каком состоянии остальная техника вашего флота?

— На предприятии около 40 единиц флота, в основном технического — 3 землесосных снаряда, 2 грейферных земснаряда, в качестве вспомогательных — 3 буксирных теплохода, брандвахты, мотозавозни и так далее. Также за 2 года сформировалось достаточно мощное, самодостаточное звено механизированной береговой строительной техники. Что касается технического флота, проблемы есть. По нормативам, каждое судно раз в 5 лет должно подниматься на берег в заводских условиях и дефектоваться — участки днища, толщина которых меньше нормативной, подлежат замене. Ведь коррозия постоянно разъедает днище, что представляет угрозу для водотечности. Но на проведение ремонта одного судна требуется порядка 150 млн. рублей, то есть, ежегодно на минимальный ремонт должно уходить 500-800 млн. Для нас это очень большие деньги. За последние 15 лет, до 2010 года, только 2 судна прошли полный ремонт. Флот находился в плачевном состоянии, и мы приняли решение заняться им серьезно. За прошлый год сделали средний ремонт двух единиц, в этом году планируем провести средний ремонт еще двух судов. Кроме того, определили перечень флота, который нам нужен и который в перспективе может быть использован. Думаю, в течение 3-4 лет полностью его восстановим. А остальное мы будем поэтапно то ли списывать, то ли реализовывать. Реализовывать, конечно, выгоднее.

И кто заинтересован в покупке такой техники?

— Спрос на нее есть. Недавно власти Гомеля обратились с намерением купить одно из судов. Обращались частники из Могилева, Бобруйска, которые хотят сделать какие-то плавучие рестораны или приспособить суда для зоны отдыха. Яркий пример удачного использования списанного судна — «Мечта». В этом большая заслуга директора предприятия «Водоканал» Олега Титова, вложившего в восстановление теплохода 700 млн. рублей и частичку своей души, и Михаила Загорцева, тогда главы администрации Ленинского района, который первый загорелся идеей «белого теплохода» и сумел довести ее до конца.

Электрогазосварщики Андрей Рычаго и Андрей Лаврентиков.

Понятно, что в период навигации работ у вас невпроворот. А чем зимой занимаетесь?

— Это период относительного отдыха. После нового года стараемся дать возможность отдохнуть плавсоставу, для них это пора отпусков, отгулов. В январе начинается такая важная работа как ремонт, ведь в навигацию флот работает без выходных, и техника изнашивается достаточно серьезно. Этой зимой разработан и утвержден график по судоремонту, все должно быть отремонтировано до 1 апреля. К концу марта начинаем навигацию.

Сколько работников на вашем предприятии?

— 106. В пиковые периоды года численность работников достигает 145. Ежегодно привлекаем до полутора десятков практикантов, причем зачисляем их в штат и выплачиваем полноценную заработную плату, поэтому к нам идут лучшие учащиеся из профильных училищ. Кроме того, обеспечиваем нуждающихся временным жильем — комфортным общежитием. Для решения этой проблемы пошли нетрадиционным путем — сняли хорошую 3-комнатную квартиру, приобрели туда 8 кроватей, набор кухонной мебели и посуду, стиральную машину-автомат, телевизор. И проблема снялась. Но у нас есть дефицит инженерно-технических работников и плавсостава...

Как обстоят дела на предприятии сегодня?

— Чтобы не быть голословным, приведу цифры. Выручка от реализации работ и услуг в 2008 году составляла 1857 млн. рублей, в 2009-м — 4096, в 2010-м — 6561. Рентабельность в 2008-м — минус 17,9%, в 2009-м — 3,5%, в 2010-м — 8%. Среднемесячная заработная плата в 2008-м — 742 тысяч рублей, в 2009-м — 997 тысяч, в 2010-м — 1 млн. 194 тысячи, в декабре 2010 года — 1 млн. 894 тысячи рублей. Так что, постепенно, но уверенно движемся вперед.

Бухгалтерия в полном составе: бухгалтер Ирина Дворецкая, бухгалтер-кассир Татьяна Силина, главный бухгалтер Ольга Колядчик и заместитель главного бухгалтера Анна Шепелевич.

Известно, что ваше предприятие попало в республиканскую программу «поэтапной реконструкции и выноса промышленных предприятий, расположенных на территории города Бобруйска, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду». Территория, на которой вы располагаетесь, будет предложена инвесторам для строительства жилого городка, либо бизнес-центра, либо развлекательного комплекса. А что же будет с вами?

— Посмотрите на герб города Бобруйска. Он представляет собой изображение на серебряном поле французского щита вертикальной корабельной мачты с двумя сложенными накрест деревьями натурального цвета. Этот город традиционно был городом речников и сформировался в месте водного сообщения. И, если честно, очень обидно, когда к нашей отрасли так относятся. На самом деле наше производство гораздо экологичнее, чем любой из заводов, имеющих водозабор и водосброс в реку. Все суда строились еще в советские времена по достаточно жестким стандартам, экологические требования уже тогда были очень серьезными. Все стоки на любом судне собираются в специально отведенные места, абсолютно ничего не попадает в реку. И выносить предприятие водных путей за черту города бессмысленно. Я абсолютно согласен с тем, что этот участок должен подлежать обустройству, потому что Бобруйская крепость поражает красотой, величественностью и исторической ценностью, и она должна быть окультурена, но одно другому не мешает. Мы готовы участвовать в благоустройстве этой части города и внести свою лепту, построив красивую базу и облагородив прилегающую к нам территорию.

Ирина РЯБОВА. Фото автора.

Флот Днепро-Березинском предприятия на зимней отстое.

Далее смотрите в нашей фотохронике за 2 февраля.