Я причиню тебе добро: девушка решила помочь бобруйской пенсионерке с покупкой продуктов и этим только обидела женщину. Разбираемся в ситуации

5132
Елена САДОВСКАЯ. Фото титула: ru.freepik.com.
Аккаунт в социальных сетях стал местом, где любой желающий может выразить себя, найти сторонников, получать доход. Блогеры, которые работают на большую аудиторию, могут влиять на общественное мнение, создавать имидж для продуктов или поступков. Но всегда ли это приносит пользу?
Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com

Один из вариантов современного социального видеоконтента, который сейчас особенно популярен – ролики о том, как блогеры покупают продукты нуждающимся, по их мнению, людям (пожилым, многодетным, людям с инвалидностью и т.д.). Появляются подражатели подобных социальных видео и в нашем городе. Не так давно 86-летняя бобруйчанка Лидия Александровна столкнулась с похожей ситуацией, и она надолго выбила ее из колеи:

«Недавно была в магазине, где покупала продукты. Я всегда внимательно читаю составы того, что покупаю, потому что для меня это важно. А также у меня проблемы со здоровьем, и многие продукты я просто не могу есть. Выбрала, что мне надо, пошла на кассу. Когда стала рассчитываться, подошла девушка с корзиной продуктов: там были молоко, яйца, творог. И сказала, что это мне. Я попросила забрать их, потому что мне они не нужны, я уже купила то, что мне надо. Но девушка стала настаивать. Отдала продукты и ушла. Я расплакалась, мне стало очень обидно, что девушка меня не услышала. Неужели я так плохо выгляжу? У меня хорошая пенсия, я могу сама себе купить то, что ем. После этого случая, мне стало очень некомфортно находиться в магазинах».

Прокомментировать такую неоднозначную ситуацию мы попросили Александра Пинчука, блогера YouTube-канала про спасение бездомных животных SANISHOW с аудиторией в 3,86 млн. человек, и Марию Миронович, тренера-психолога, автора и соведущую социальных инициатив «Спроси меня» и «Стоп стереотипы».

«Главное, чтобы блогер не делал и не говорил то, в чем не уверен, а зритель не верил слепо всему»

Блогер Александр Пинчук с «Золотой кнопкой» от YouTube, 2020 г.. Фото предоставлено А.Пинчуком.
Блогер Александр Пинчук с «Золотой кнопкой» от YouTube, 2020 г.. Фото предоставлено А.Пинчуком.

– Александр, согласны ли вы с тем, что блогеры могут влиять на общественное мнение, настроения и отношение людей? На ваш взгляд, это хорошо или плохо?

– Давайте начнем с того, что блогер – это не профессия, которая требует получения диплома. Блогером хоть сейчас может стать совершенно любой человек, который решит завести страничку/канал, что-то писать, снимать или рассказывать на интернет-публику. Бытует стереотип, что блогеры – это, скорее, какие-то подростки, танцующие перед камерой. Но это не так. Даже пожилая бабушка может стать блогером, если решит снимать видеоролики, например, про свой сад или огород, делясь с подписчиками секретами, советами, результатами своих стараний и публикуя это в интернете.

Разумеется, когда блогер набирает аудиторию, как и любое медийное лицо, он вполне может влиять на людей. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Все индивидуально и зависит от контента. И от самого зрителя, конечно же. Главное, чтобы блогер не делал и не говорил то, в чем не уверен, а зритель не верил слепо всему, что видит в интернете. Нужно всегда иметь свое мнение и свою голову на плечах.

– Несет ли блогер какую-то моральную ответственность за публикуемый контент или это деньги, известность и ничего личного? Задаете ли вы сами себе такой вопрос, когда снимаете контент для своего ютуб-канала?

– Я считаю, что каждый должен нести ответственность, но со мной согласятся далеко не все. Некоторые работают по принципу «не нравится – не смотрите», и они по-своему правы. Но могу одно добавить, что я видел немало историй, когда у блогеров рушилась многолетняя карьера из-за одного необдуманного действия, так что ответственность, так или иначе, несут все, даже те, кто ее отрицает.

В моем случае наш канал является огромной ответственностью, ведь главные герои наших историй – беззащитные животные. Таких, как я, зритель изучает «под микроскопом», особенно на предмет доверия. И поэтому в качестве долга мне приходится давать зрителю различные детали, подтверждающие, что это не просто шоу в интернете, а реальные истории из жизни с реальной помощью животным.

А еще мои видео любят подростки. Они меня слушают, мне верят, и я в свою очередь стараюсь привить им любовь к животным и на своем примере научить правильному обращению с животными. Именно в этом и состоит большая степень моей ответственности.

Блогер Александр Пинчук со своим подопечным. Фото из архива героя материала.
Блогер Александр Пинчук со своим подопечным. Фото из архива героя материала.

– Вам близко понимание социального блогерства. Плюсы и минусы трансляции на большую аудиторию такого контента? Может ли это приносить вред?

– Если транслируются добрые поступки, например, помощь одиноким пенсионерам, то я такое только поддерживаю! Люди делают доброе дело и положительно влияют на других людей, показывая им хороший пример. Какие могут быть минусы?

В случае с женщиной, от которой пришло письмо к вам в редакцию – произошло лишь маленькое недопонимание. Я не считаю, что девушка, оплатившая покупки, поступила как-то плохо. Уверен, она и подумать не могла, что своим добрым делом может обидеть человека до слез. Видимо, женщина оказалась чересчур эмоциональным человеком, восприняв этот поступок близко к сердцу. Самое обычное недоразумение.

Может ли это приносить вред? Трудно сказать… Если вышеупомянутая девушка навредила своим поступком женщине, то, наверное, может.

– Что бы вы посоветовали людям, которым смотрят ролики социальной направленности, а потом хотят повторить?

– Многие люди не привыкли к таким жестам и подсознательно опасаются подвоха. Их тоже нужно понять и ни в коем случае не сеять обиду.

Я не стал бы помогать всем подряд, а только тем, кто действительно нуждается в помощи. Именно это я и посоветовал бы тем, кто смотрит подобные ролики и желает их повторить.

Что касается моих видеороликов, то я часто вижу комментарии, что люди, вдохновившись ими, тоже стали помогать животным. Некоторые даже использовали мои видео как инструкцию. Например, по выкармливанию новорожденных котят без кошки. А кто-то решил подобрать с улицы бездомыша, и теперь они живут счастливо. Это безумно приятно, такие отзывы лучше любого лайка! Значит, не зря старался.

«С развитием социального блогерства стало модным оказывать помощь, не спрашивая»

Психолог Мария Миронович.
Психолог Мария Миронович.

– Непрошенная помощь – это всегда неуместно и чаще приносит вред. Всегда надо спрашивать, прежде чем помочь. Не надо спрашивать только тогда, когда человек без сознания или в секунде от смертельной опасности, – говорит психолог Мария Миронович. – С развитием социального блогерства стало модным оказывать помощь, не спрашивая, уделять внимание тем, кому оно не нужно, выкладывать это в социальные сети и даже не задумываться о последствиях того, какой ущерб это нанесет человеку, которому «помогли». И чаще это моральный ущерб, нередко и физический.

Есть действительно талантливые блогеры, ведущие социальный контент. Они набирают миллионы подписчиков и держатся достаточно долго на этой тематике. И если детально рассматривать их контент – видна большая работа, подготовка и владение человеком правилами взаимодействия с людьми различных категорий и возрастов. Человек вкладывается в себя и свое развитие, а часто за ним стоит большая команда. Это большой труд, который требует знаний.

И есть другая категория блогеров, которые набирают подписчиков за счет хайпа и неграмотного социального контента. Цель – увеличение числа подписчиков, повышение монетизации, продвижение продукта и популярность.

Для наглядности приведу примеры: обращаться к женщине старшего возраста «бабушка» или выйти в районе «Общества слепых» и поздравлять человека в очках с Днем слепых, мотивируя своими стереотипами, что в данном районе живут только незрячие люди, а все, кто носит солнечные очки и использует трость – слепые. Или снимать исподтишка человека с ментальным расстройством и делать подпись: «Куда смотрят социальные службы?» Такие неграмотные вещи вредят и тем, к кому это внимание проявили, и тем, кто это сморит, учится на этом.

Качественный социальный контент отличается тем, что в нем всегда присутствует определение проблемы, решение и результат. Часто с обратной связью от человека, которому помогли. Обратите внимание на то, как человек всегда по схеме обращается к другому человеке: «Я хотел бы вам помочь, потому что…, вы разрешите мне вам помочь? Как это лучше сделать?»

При этом важно помнить, что, объясняя причину, по которой вы хотите помочь, говорите о своих чувствах и о себе, почему у вас возникло такое желание. И не забудьте поблагодарить человека, если он принял помощь. Потому что, прежде всего, вы делаете это для реализации своих целей и воплощения своего душевного порыва, а потом уже для него.

Это большой труд – помогать, и он требует знаний. Всегда можно найти того, кто высококомпетентен в интересующей тематике и спросить у него.

Людям же с большой душою и склонным к эмоциональным порывам настоятельно рекомендую использовать описанную мною схему обращения к человеку: «Я хотел бы вам помочь. Подскажите, уместно ли это и как я могу это сделать?» Смело используйте, на практике это проще, чем кажется на первый взгляд, и эта схема работает во благо.

Фото: ru.freepik.com.
Фото: ru.freepik.com.

Что сделать, если хочется помочь?

Самое простое – обратиться в территориальные центры социального обслуживания населения Ленинского или Первомайского районов Бобруйска, дома-интернаты, организации, помогающие малоимущим, людям с инвалидностью, многодетным, отделение общества «Красный Крест», приюты для животных. Уточнить, в какой помощи нуждаются их подопечные, и действовать.

Почитайте по теме:

Вы можете помогать в поиске пропавших людей. Отряд «Феникс» приглашает волонтеров

Кто в Бобруйске бесплатно накормит и обогреет нуждающихся? Список адресов

Куда отдать ненужные книги и вещи? Собрали для вас разные варианты