
Один из вариантов современного социального видеоконтента, который сейчас особенно популярен – ролики о том, как блогеры покупают продукты нуждающимся, по их мнению, людям (пожилым, многодетным, людям с инвалидностью и т.д.). Появляются подражатели подобных социальных видео и в нашем городе. Не так давно 86-летняя бобруйчанка Лидия Александровна столкнулась с похожей ситуацией, и она надолго выбила ее из колеи:
«Недавно была в магазине, где покупала продукты. Я всегда внимательно читаю составы того, что покупаю, потому что для меня это важно. А также у меня проблемы со здоровьем, и многие продукты я просто не могу есть. Выбрала, что мне надо, пошла на кассу. Когда стала рассчитываться, подошла девушка с корзиной продуктов: там были молоко, яйца, творог. И сказала, что это мне. Я попросила забрать их, потому что мне они не нужны, я уже купила то, что мне надо. Но девушка стала настаивать. Отдала продукты и ушла. Я расплакалась, мне стало очень обидно, что девушка меня не услышала. Неужели я так плохо выгляжу? У меня хорошая пенсия, я могу сама себе купить то, что ем. После этого случая, мне стало очень некомфортно находиться в магазинах».
Прокомментировать такую неоднозначную ситуацию мы попросили Александра Пинчука, блогера YouTube-канала про спасение бездомных животных SANISHOW с аудиторией в 3,86 млн. человек, и Марию Миронович, тренера-психолога, автора и соведущую социальных инициатив «Спроси меня» и «Стоп стереотипы».
«Главное, чтобы блогер не делал и не говорил то, в чем не уверен, а зритель не верил слепо всему»

– Александр, согласны ли вы с тем, что блогеры могут влиять на общественное мнение, настроения и отношение людей? На ваш взгляд, это хорошо или плохо?
– Давайте начнем с того, что блогер – это не профессия, которая требует получения диплома. Блогером хоть сейчас может стать совершенно любой человек, который решит завести страничку/канал, что-то писать, снимать или рассказывать на интернет-публику. Бытует стереотип, что блогеры – это, скорее, какие-то подростки, танцующие перед камерой. Но это не так. Даже пожилая бабушка может стать блогером, если решит снимать видеоролики, например, про свой сад или огород, делясь с подписчиками секретами, советами, результатами своих стараний и публикуя это в интернете.
Разумеется, когда блогер набирает аудиторию, как и любое медийное лицо, он вполне может влиять на людей. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Все индивидуально и зависит от контента. И от самого зрителя, конечно же. Главное, чтобы блогер не делал и не говорил то, в чем не уверен, а зритель не верил слепо всему, что видит в интернете. Нужно всегда иметь свое мнение и свою голову на плечах.
– Несет ли блогер какую-то моральную ответственность за публикуемый контент или это деньги, известность и ничего личного? Задаете ли вы сами себе такой вопрос, когда снимаете контент для своего ютуб-канала?
– Я считаю, что каждый должен нести ответственность, но со мной согласятся далеко не все. Некоторые работают по принципу «не нравится – не смотрите», и они по-своему правы. Но могу одно добавить, что я видел немало историй, когда у блогеров рушилась многолетняя карьера из-за одного необдуманного действия, так что ответственность, так или иначе, несут все, даже те, кто ее отрицает.
В моем случае наш канал является огромной ответственностью, ведь главные герои наших историй – беззащитные животные. Таких, как я, зритель изучает «под микроскопом», особенно на предмет доверия. И поэтому в качестве долга мне приходится давать зрителю различные детали, подтверждающие, что это не просто шоу в интернете, а реальные истории из жизни с реальной помощью животным.
А еще мои видео любят подростки. Они меня слушают, мне верят, и я в свою очередь стараюсь привить им любовь к животным и на своем примере научить правильному обращению с животными. Именно в этом и состоит большая степень моей ответственности.
– Вам близко понимание социального блогерства. Плюсы и минусы трансляции на большую аудиторию такого контента? Может ли это приносить вред?
– Если транслируются добрые поступки, например, помощь одиноким пенсионерам, то я такое только поддерживаю! Люди делают доброе дело и положительно влияют на других людей, показывая им хороший пример. Какие могут быть минусы?
В случае с женщиной, от которой пришло письмо к вам в редакцию – произошло лишь маленькое недопонимание. Я не считаю, что девушка, оплатившая покупки, поступила как-то плохо. Уверен, она и подумать не могла, что своим добрым делом может обидеть человека до слез. Видимо, женщина оказалась чересчур эмоциональным человеком, восприняв этот поступок близко к сердцу. Самое обычное недоразумение.
Может ли это приносить вред? Трудно сказать… Если вышеупомянутая девушка навредила своим поступком женщине, то, наверное, может.
– Что бы вы посоветовали людям, которым смотрят ролики социальной направленности, а потом хотят повторить?
– Многие люди не привыкли к таким жестам и подсознательно опасаются подвоха. Их тоже нужно понять и ни в коем случае не сеять обиду.
Я не стал бы помогать всем подряд, а только тем, кто действительно нуждается в помощи. Именно это я и посоветовал бы тем, кто смотрит подобные ролики и желает их повторить.
Что касается моих видеороликов, то я часто вижу комментарии, что люди, вдохновившись ими, тоже стали помогать животным. Некоторые даже использовали мои видео как инструкцию. Например, по выкармливанию новорожденных котят без кошки. А кто-то решил подобрать с улицы бездомыша, и теперь они живут счастливо. Это безумно приятно, такие отзывы лучше любого лайка! Значит, не зря старался.
«С развитием социального блогерства стало модным оказывать помощь, не спрашивая»

– Непрошенная помощь – это всегда неуместно и чаще приносит вред. Всегда надо спрашивать, прежде чем помочь. Не надо спрашивать только тогда, когда человек без сознания или в секунде от смертельной опасности, – говорит психолог Мария Миронович. – С развитием социального блогерства стало модным оказывать помощь, не спрашивая, уделять внимание тем, кому оно не нужно, выкладывать это в социальные сети и даже не задумываться о последствиях того, какой ущерб это нанесет человеку, которому «помогли». И чаще это моральный ущерб, нередко и физический.
Есть действительно талантливые блогеры, ведущие социальный контент. Они набирают миллионы подписчиков и держатся достаточно долго на этой тематике. И если детально рассматривать их контент – видна большая работа, подготовка и владение человеком правилами взаимодействия с людьми различных категорий и возрастов. Человек вкладывается в себя и свое развитие, а часто за ним стоит большая команда. Это большой труд, который требует знаний.
И есть другая категория блогеров, которые набирают подписчиков за счет хайпа и неграмотного социального контента. Цель – увеличение числа подписчиков, повышение монетизации, продвижение продукта и популярность.
Для наглядности приведу примеры: обращаться к женщине старшего возраста «бабушка» или выйти в районе «Общества слепых» и поздравлять человека в очках с Днем слепых, мотивируя своими стереотипами, что в данном районе живут только незрячие люди, а все, кто носит солнечные очки и использует трость – слепые. Или снимать исподтишка человека с ментальным расстройством и делать подпись: «Куда смотрят социальные службы?» Такие неграмотные вещи вредят и тем, к кому это внимание проявили, и тем, кто это сморит, учится на этом.
Качественный социальный контент отличается тем, что в нем всегда присутствует определение проблемы, решение и результат. Часто с обратной связью от человека, которому помогли. Обратите внимание на то, как человек всегда по схеме обращается к другому человеке: «Я хотел бы вам помочь, потому что…, вы разрешите мне вам помочь? Как это лучше сделать?»
При этом важно помнить, что, объясняя причину, по которой вы хотите помочь, говорите о своих чувствах и о себе, почему у вас возникло такое желание. И не забудьте поблагодарить человека, если он принял помощь. Потому что, прежде всего, вы делаете это для реализации своих целей и воплощения своего душевного порыва, а потом уже для него.
Это большой труд – помогать, и он требует знаний. Всегда можно найти того, кто высококомпетентен в интересующей тематике и спросить у него.
Людям же с большой душою и склонным к эмоциональным порывам настоятельно рекомендую использовать описанную мною схему обращения к человеку: «Я хотел бы вам помочь. Подскажите, уместно ли это и как я могу это сделать?» Смело используйте, на практике это проще, чем кажется на первый взгляд, и эта схема работает во благо.
Что сделать, если хочется помочь?
Самое простое – обратиться в территориальные центры социального обслуживания населения Ленинского или Первомайского районов Бобруйска, дома-интернаты, организации, помогающие малоимущим, людям с инвалидностью, многодетным, отделение общества «Красный Крест», приюты для животных. Уточнить, в какой помощи нуждаются их подопечные, и действовать.
Почитайте по теме:
Вы можете помогать в поиске пропавших людей. Отряд «Феникс» приглашает волонтеров
Кто в Бобруйске бесплатно накормит и обогреет нуждающихся? Список адресов
Куда отдать ненужные книги и вещи? Собрали для вас разные варианты