Во второй половине 1920-х годов модники и модницы почти всего Советского Союза прогуливались в солнечный день по улицам городов в популярных тогда шляпах из спатри, или спартри (полотно, изготовленное из осиновой стружки). Эти головные уборы упоминаются даже в пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира» и в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев».
Производство спатри, которое с начала ХХ века и до 1984 года находилось в Глуске, было единственным в Беларуси. А в Советском Союзе полотно из осиновой стружки производили кроме Глуска еще в двух местах: в окрестностях Ленинграда и на Урале.
В музее до сих пор была только небольшая часть ткацкого станка, а еще самодельный станок для производства стружки, пресс-утюжок, готовые полотна из осиновой стружки и пачка сплетенной вручную стружки. И вот появился ткацкий станок, в котором, однако, еще не хватает некоторых важных элементов.
Сотрудники музея нашли его в деревне Заречье Глусского района в доме Василия Савончика.
На станке есть инвентарный номер 113 – значит в цеху на производстве их было, как минимум, 113. На станине от руки написано «Зоя Васильевна». Есть и дата производства станка – 1926 год.
– Сейчас ткацкий станок уже отреставрирован и выглядит практически так, как почти 100 лет назад, – говорит директор музея Наталья Акулич. – Он очень похож на обычный ткацкий, но есть в нем и свои особенности: вместо ниток ткачихи использовали осиновую стружку разной толщины. Ее тоже нашли в доме Василия Савончика и привезли нам в музей. Мужчины-стругали очень интересно нарезали осину на стружку: оставляли так называемый лепесток, а на нем было 20 и больше осиновых полосок-ниточек. Сделанная строгалями на станке осиновая стружка получалась тонкая, как бумага.
Наталья Акулич рассказала, что сотрудники музея уже много лет по крупицам собирают информацию про уникальное глусское производство – эта работа не останавливается до сих пор.
И если у кого-то есть фотографии, предметы, связанные с артелью «Спатри» или просто информация, то вам – в Глусский музей.
– Только с помощью наших посетителей, – говорит директор музея, – которые подсказали, где искать экспонат, у нас появился этот уникальный ткацкий станок, который займет место в постоянной экспозиции музея.