Мама Анатолия – из Краснополья, отец – из России, с Алтая, а сам он родился в Кронштадте. В 1963-м, когда отца перевели служить на Кольский полуостров, Толик с братом год жили в Кировске у тети, а когда школа появилась в военгородке – переехали к папе с мамой. А в 1968-м после демобилизации отца семья поселилась в Бобруйске.
– В столичных городах отцу нельзя было селиться, – уточняет Анатолий Бедарев, – да и «все хотели ехать в Бобруйск».
Путь его мопеда до Бобруйска был намного короче. Viper Active появился на свет в Китае в 2011-м, а в 2013-м уже оказался в магазине на Чонгарке.
У Анатолия двухколесные друзья были еще с 1980-х – то «Карпаты», то «Рига». Но самое дальнее, куда на них ездил – Мозырь. Потом – что само старилось, что украли, и в 90-х остался наш герой без транспорта.
В остальное время занимался боксом в церкви (тогда внизу храма на Советской был бассейн, а сверху – тренировочные залы), работал на «Сельмаше» и ТДиА, построил кооперативную квартиру рядом с родительской, на Бахарова.
– К 60-ти у меня заболели ноги, а надо маме помогать, – рассказывает собеседник. – Чтоб в аптеки-магазины ездить, купил мопед, примерно за 1 000 долларов. Сначала думал сдавать на категорию А1 (в 80-е права на мопед вообще были не нужны), и купить «Ямаху». Но тот не намного мощнее, и надо было снова медкомиссию проходить. Подумал: а оно мне надо? И получил категорию АМ и взял этого «Вайпера» – скутеретту, оно же мопед.
Характеристики Viper Active BD50:
- Год выпуска – 2011
- Объем двигателя – 49,9 куб. см, мощность – 5 л/с
- Расход бензина АИ-92 – 2 л/100 км
- Было полуавтоматическое сцепление, сейчас механическое
- Увеличенный багажник, усиленная цепь
- Самостоятельный «тюнинг» – гнезда для прикуривателя (чтоб подключать электронасос) и USB-переходника
Так они и встретились. И до 2019-го катались только по городу. А в 2019-м (для Анатолия Ивановича уже на пенсии) у них со скутереттой началась очень активная жизнь.
– Меня в соцсетях нашел сослуживец погибшего брата, Анатолий Тимофеев из города Грязи Липецкой области России, – рассказывает Бедарев. – Разговорились, у него максискутер Honda 400, и он пригласил меня поехать на Кавказ на наших колесах. Я удивился – разве так можно? Но очень хотелось, рискнул. Взял с собой расходники, канистру, большие сумки собрал. И за два дня, с ночевкой в гостинице, доехал до Липецка. Анатолий встретил, посмотрел на мой мопед – думал, развалина будет, а все нормально. И поехали на Кавказ, к морю.
От Липецка до приморского городка Лермонтово на Кавказе тоже ехали два дня. У мопеда ограничение скорости – 50 км/ч, но он может и немного больше, под горку и по ветру – до 80-ти. Анатолий Иванович говорит, что на таких скоростях не гоняет. В день обычно проезжали 500-550 км, максимум было 757 км от Липецка до станицы Кущёвская, где договорились переночевать.
– Потом уже узнали, что в 90-е это была столица бандитизма. А когда в 5 утра от них уезжали, на выезде стояли два полицейских в парадной форме и нам честь отдавали. Наверное, подумали, что мы – продолжение недавней проверки.
– На Кавказе я нормально жил, – продолжает он свой рассказ, – на карточку пенсия пришла, а цены там такие же. Напарник через неделю уехал, а я 10 дней там пробыл, назад уже один ехал, по дороге еще к родственникам в Ростов заезжал. И мопед чувствовал себя нормально. Только когда по горным перевалам поездили, пришлось цепь подтянуть. И по дороге домой опять ничего, без ремонтов.
– А больше всего устает, конечно, «пятая точка», – смеется Анатолий Бедарев. – Километров через 60 уже огнем горит! Надо остановиться, размяться.
Кстати, на всю поездку из Бобруйска на Кавказ, по Кавказу и назад, по словам водителя, у него ушло 90 литров, а это 4 500 км.
В 2020-м Анатолий Бедарев познакомился с еще одним мототуристом, хирургом из Ельска Гомельской области Соловьевым, и снова Анатолием! У того мопед Motorland, и он уже ездил на Байкал.
– И мы сразу собрались на Алтай, – рассказывает бобруйский Анатолий. – Сделали зеленые карты, сдали тесты. Но нас не пустили, на границе развернули. И поехали мы по Беларуси.
Начали путешествие друзья на севере страны, отдохнули на Двине, потом поехали на Браславы.
– В Браслав только въехали, – вспоминает Анатолий Бедарев, – такой ливень начался, прям, потоп по колено, невозможно ехать. Остановились в первой попавшейся гостинице, «коней» пленкой накрыли. Потом переехали на Нарочь, там погоду обещали лучше, не обманули. Жаль, не знали тогда, что можно яхту снять – покатались бы еще и на яхте. С Нарочи вернулись домой – и вскоре встретились на трассе под Житковичами и погнали на озеро Белое.
А потом, в то же лето, еще и на Птичь собрались, уже втроем, с другом Бедарева, Валентином Степурой.
– Он на своем мопеде, Alfa, – рассказывает Анатолий Иванович. – Валентин 80-летний был здоровее нас 70-летних, но через год ковид его сломал...
– Да, в 20-м году очень много поездили и ночевали в основном в палатках, – добавляет собеседник.
И все эти поездки, говорит Анатолий Бедарев, мопед не ломался. У Соловьева всего лишь пробивало колеса, а у бобруйчанина даже таких поломок не было.
– Я уже наездил на нем 34 тысячи км, из них, наверное, 30 тысяч – в дальних поездках, – говорит про свой мопед Анатолий Иванович. – Менял только маслосъемные колпачки, три-четыре цепи и звездочки. Очень простой он в обслуживании. Тысячи через две-три – менять цепь, через тысячу – масло, с собой флягу вожу постоянно. А фильтр менять не надо – не забивается.
– Я когда еще в первой поездке ростовским родственникам рассказал, где побывал, они сказали: «Ну ты, Федор Конюхов!» А я в ответ: «Конечно! Он тоже из Бобруйска», – улыбается Бедарев. – Так, с 2019 года, как остался один, постоянно и катаюсь. Только с перерывами на свой ковид. В июне Толе Соловьеву будет 70, заедет ко мне – решим, куда дальше ехать.