«Больше всего устает, конечно, «пятая точка», огнем горит!» Как бобруйчанин на мопеде объехал Беларусь и сгонял на Кавказ

3270
Денис НОСОВ. Фото Александра ЧУГУЕВА и из архива героя
Анатолию Бедареву – 70, его мопеду – 12. Обычный китайский, его Анатолий Иванович купил в бобруйском магазине.
11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев и его Viper Active.
11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев и его Viper Active.

Мама Анатолия – из Краснополья, отец – из России, с Алтая, а сам он родился в Кронштадте. В 1963-м, когда отца перевели служить на Кольский полуостров, Толик с братом год жили в Кировске у тети, а когда школа появилась в военгородке – переехали к папе с мамой. А в 1968-м после демобилизации отца семья поселилась в Бобруйске.

– В столичных городах отцу нельзя было селиться, – уточняет Анатолий Бедарев, – да и «все хотели ехать в Бобруйск».

Путь его мопеда до Бобруйска был намного короче. Viper Active появился на свет в Китае в 2011-м, а в 2013-м уже оказался в магазине на Чонгарке.

11.05.2023. Бобруйск. Мопед Viper Active по сравнению с машиной совсем небольшой. Зато отмахал – ого-го!
11.05.2023. Бобруйск. Мопед Viper Active по сравнению с машиной совсем небольшой. Зато отмахал – ого-го!

У Анатолия двухколесные друзья были еще с 1980-х – то «Карпаты», то «Рига». Но самое дальнее, куда на них ездил – Мозырь. Потом – что само старилось, что украли, и в 90-х остался наш герой без транспорта.

В остальное время занимался боксом в церкви (тогда внизу храма на Советской был бассейн, а сверху – тренировочные залы), работал на «Сельмаше» и ТДиА, построил кооперативную квартиру рядом с родительской, на Бахарова.

– К 60-ти у меня заболели ноги, а надо маме помогать, – рассказывает собеседник. – Чтоб в аптеки-магазины ездить, купил мопед, примерно за 1 000 долларов. Сначала думал сдавать на категорию А1 (в 80-е права на мопед вообще были не нужны), и купить «Ямаху». Но тот не намного мощнее, и надо было снова медкомиссию проходить. Подумал: а оно мне надо? И получил категорию АМ и взял этого «Вайпера» – скутеретту, оно же мопед.

11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев и Viper Active
11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев и Viper Active
Скутеретта – переходное звено между мотороллерами и мотоциклами, вариант покрытого капотом (щитками) мопеда, с объемом двигателя не более 50 куб. см.

Характеристики Viper Active BD50:

  • Год выпуска – 2011
  • Объем двигателя – 49,9 куб. см, мощность – 5 л/с
  • Расход бензина АИ-92 – 2 л/100 км
  • Было полуавтоматическое сцепление, сейчас механическое
  • Увеличенный багажник, усиленная цепь
  • Самостоятельный «тюнинг» – гнезда для прикуривателя (чтоб подключать электронасос) и USB-переходника
11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев, Viper Active и мотозарядник для мобилки
11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев, Viper Active и мотозарядник для мобилки

Так они и встретились. И до 2019-го катались только по городу. А в 2019-м (для Анатолия Ивановича уже на пенсии) у них со скутереттой началась очень активная жизнь.

Июнь 2019, Кавказ. Анатолий Бедарев на перевале Горячий Ключ
Июнь 2019, Кавказ. Анатолий Бедарев на перевале Горячий Ключ

– Меня в соцсетях нашел сослуживец погибшего брата, Анатолий Тимофеев из города Грязи Липецкой области России, – рассказывает Бедарев. – Разговорились, у него максискутер Honda 400, и он пригласил меня поехать на Кавказ на наших колесах. Я удивился – разве так можно? Но очень хотелось, рискнул. Взял с собой расходники, канистру, большие сумки собрал. И за два дня, с ночевкой в гостинице, доехал до Липецка. Анатолий встретил, посмотрел на мой мопед – думал, развалина будет, а все нормально. И поехали на Кавказ, к морю.

Июнь 2019 года. Анатолий Тимофеев и мопед Анатолия Бедарева на заправке под Воронежем.
Июнь 2019 года. Анатолий Тимофеев и мопед Анатолия Бедарева на заправке под Воронежем.

От Липецка до приморского городка Лермонтово на Кавказе тоже ехали два дня. У мопеда ограничение скорости – 50 км/ч, но он может и немного больше, под горку и по ветру – до 80-ти. Анатолий Иванович говорит, что на таких скоростях не гоняет. В день обычно проезжали 500-550 км, максимум было 757 км от Липецка до станицы Кущёвская, где договорились переночевать.

– Потом уже узнали, что в 90-е это была столица бандитизма. А когда в 5 утра от них уезжали, на выезде стояли два полицейских в парадной форме и нам честь отдавали. Наверное, подумали, что мы – продолжение недавней проверки.

Июнь 2019, Кавказ, Лермонтово
Июнь 2019, Кавказ, Лермонтово

– На Кавказе я нормально жил, – продолжает он свой рассказ, – на карточку пенсия пришла, а цены там такие же. Напарник через неделю уехал, а я 10 дней там пробыл, назад уже один ехал, по дороге еще к родственникам в Ростов заезжал. И мопед чувствовал себя нормально. Только когда по горным перевалам поездили, пришлось цепь подтянуть. И по дороге домой опять ничего, без ремонтов.

11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев и Viper Active
11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев и Viper Active

– А больше всего устает, конечно, «пятая точка», – смеется Анатолий Бедарев. – Километров через 60 уже огнем горит! Надо остановиться, размяться.

Кстати, на всю поездку из Бобруйска на Кавказ, по Кавказу и назад, по словам водителя, у него ушло 90 литров, а это 4 500 км.

Июнь 2019, Кавказ. Анатолий Бедарев у Чёрного моря: доехал!
Июнь 2019, Кавказ. Анатолий Бедарев у Чёрного моря: доехал!

В 2020-м Анатолий Бедарев познакомился с еще одним мототуристом, хирургом из Ельска Гомельской области Соловьевым, и снова Анатолием! У того мопед Motorland, и он уже ездил на Байкал.

– И мы сразу собрались на Алтай, – рассказывает бобруйский Анатолий. – Сделали зеленые карты, сдали тесты. Но нас не пустили, на границе развернули. И поехали мы по Беларуси.

Июнь 2020, Двина. Анатолий Соловьёв, мототурист из Ельска.
Июнь 2020, Двина. Анатолий Соловьёв, мототурист из Ельска.

Начали путешествие друзья на севере страны, отдохнули на Двине, потом поехали на Браславы.

Июнь 2020, Анатолий Бедарев на Браславах.
Июнь 2020, Анатолий Бедарев на Браславах.

– В Браслав только въехали, – вспоминает Анатолий Бедарев, – такой ливень начался, прям, потоп по колено, невозможно ехать. Остановились в первой попавшейся гостинице, «коней» пленкой накрыли. Потом переехали на Нарочь, там погоду обещали лучше, не обманули. Жаль, не знали тогда, что можно яхту снять – покатались бы еще и на яхте. С Нарочи вернулись домой – и вскоре встретились на трассе под Житковичами и погнали на озеро Белое.

А потом, в то же лето, еще и на Птичь собрались, уже втроем, с другом Бедарева, Валентином Степурой.

– Он на своем мопеде, Alfa, – рассказывает Анатолий Иванович. – Валентин 80-летний был здоровее нас 70-летних, но через год ковид его сломал...

– Да, в 20-м году очень много поездили и ночевали в основном в палатках, – добавляет собеседник.

Июль 2020, Птичь. Валентин Степура и Анатолий Соловьев на привале.
Июль 2020, Птичь. Валентин Степура и Анатолий Соловьев на привале.
Июль 2020, закат над Белым озером
Июль 2020, закат над Белым озером

И все эти поездки, говорит Анатолий Бедарев, мопед не ломался. У Соловьева всего лишь пробивало колеса, а у бобруйчанина даже таких поломок не было.

– Я уже наездил на нем 34 тысячи км, из них, наверное, 30 тысяч – в дальних поездках, – говорит про свой мопед Анатолий Иванович. – Менял только маслосъемные колпачки, три-четыре цепи и звездочки. Очень простой он в обслуживании. Тысячи через две-три – менять цепь, через тысячу – масло, с собой флягу вожу постоянно. А фильтр менять не надо – не забивается.

11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев и Viper Active
11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев и Viper Active
11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев, его Viper Active и и 34 тысячи
11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев, его Viper Active и и 34 тысячи

– Я когда еще в первой поездке ростовским родственникам рассказал, где побывал, они сказали: «Ну ты, Федор Конюхов!» А я в ответ: «Конечно! Он тоже из Бобруйска», – улыбается Бедарев. – Так, с 2019 года, как остался один, постоянно и катаюсь. Только с перерывами на свой ковид. В июне Толе Соловьеву будет 70, заедет ко мне – решим, куда дальше ехать.

11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев и Viper Active
11.05.2023, Бобруйск. Анатолий Бедарев и Viper Active
Июнь 2020, Анатолий Бедарев в Нарочи.
Июнь 2020, Анатолий Бедарев в Нарочи.
Июнь 2020, Анатолий Соловьёв и мопед Анатолия Бедарева на трассе Минск-Бобруйск
Июнь 2020, Анатолий Соловьёв и мопед Анатолия Бедарева на трассе Минск-Бобруйск
Июль 2020. Привал мототуристов на Птичи.
Июль 2020. Привал мототуристов на Птичи.