«Детей нельзя давить авторитетом. Им надо быть старшим братом». Поговорили с лучшим педагогом Могилевской области о его профессии

3286
Елена САДОВСКАЯ. Фото Александра ЧУГУЕВА
Алексею Шунько 38 лет, и он преподает технический труд в бобруйской гимназии №1. В конце марта он победил в областном туре республиканского конкурса «Учитель года». Мы поговорили с лучшим учителем области о буднях, радостях и трудностях профессии педагога.
Алексей Геннадьевич Шунько, учитель технического труда гимназии № 1 Бобруйска.
Алексей Геннадьевич Шунько, учитель технического труда гимназии № 1 Бобруйска.

«В два годика собирал во дворе всю малышню и выступал»

Школу Алексей окончил в деревне Цель Осиповичского района. После – индустриально-педагогический колледж в Минске, затем, заочно – педагогический университет им. И. Шамякина в Мозыре.

Желание быть учителем у Алексея Геннадьевича, похоже, появилось уже в раннем детстве.

– Родители рассказывали, что в два годика я собирал во дворе всю малышню вокруг себя и выступал, – улыбается собеседник. – Правда, уже не помню, что рассказывал. Но мне говорили, что гимн Советского Союза знал наизусть!

Учеба в школе давалась ему легко:

– Я никогда не зубрил, а пытался понять материал. И позже стал замечать, что могу объяснить однокласснику так, чтобы он тоже разобрался в задании.

– Уже в то время я понимал, что хочу работать только с людьми, и что работа не должна быть однообразной, – добавляет Алексей Шунько. – Я не видел себя на заводе либо в кабинете с бумагами. А где еще более неоднообразная и творческая работа, как не в школе?

Родители от такого выбора сына не отговаривали.

Первоначально юноша планировал стать учителем географии, белорусского языка и литературы. Но в тот год, когда он пытался поступить, на эту специальность был большой конкурс, и он не прошел. Поэтому поступил в минский колледж, где готовили учителей трудового обучения.

– В школе я любил и уроки труда, – объясняет педагог. – Мне всегда нравилось что-то делать руками, и радовало, когда я могу потрогать результат своей деятельности. И за три года учебы в колледже я понял, что выбрал правильное направление.

Алексей Геннадьевич Шунько, учитель технического труда гимназии № 1 Бобруйска.
Алексей Геннадьевич Шунько, учитель технического труда гимназии № 1 Бобруйска.

«Было страшно, что скоро ко мне придут пятнадцатилетние ученики»

В 19 лет Алексей Шунько переступил порог бобруйской школы №30 в качестве молодого специалиста.

– Было 15-е августа, я пришел в мастерские, и первая мысль: «А что делать сейчас?», – вспоминает он. – А еще было страшно, что скоро ко мне придут пятнадцатилетние ученики, которых я должен чему-то учить.

Сразу было тяжело найти подход к учащимся, признается педагог.

– Есть дети, которые мотивированы учебой, а есть те, кто не мотивирован. И, конечно, легко учить первых. Но мне надо было заинтересовать и дисциплинировать всех, независимо от их желания. Нужно было сделать так, чтобы комфортно было и им, и мне.

Алексей Геннадьевич признается: еще не раз бывало так же трудно и даже хотелось уйти из профессии – в первые годы работы в школе и лет шесть назад.

– Сначала ты работаешь-работаешь, вкладываешься, а не получаешь материальной отдачи. Этот период я просто перетерпел, – вспоминает он.

Во второй раз накопилась усталость, то, что называют профессиональным выгоранием. До этого пять лет Шунько готовил учеников к республиканским олимпиадам. И говорит, что поначалу было невероятно тяжело, уже в середине учебного года хотелось все бросить.

– Ну а в целом в профессии комфортнее становится с каждым годом, – отмечает Алексей Геннадьевич. – Ты постоянно развиваешься, и тебе становится легче. Например, уже не надо от начала и до конца готовиться к уроку, надо просто подкорректировать то, что у тебя есть.

Алексей Геннадьевич Шунько, учитель технического труда гимназии № 1 Бобруйска.
Алексей Геннадьевич Шунько, учитель технического труда гимназии № 1 Бобруйска.

«Если ребенок чего-то не знает – Гугл в помощь»

Сейчас, когда многие родители уже с раннего детства отправляют своих детей на курсы программирования, не выглядит ли технический труд в глазах учащихся архаизмом?

– Сегодня мы нашли некую интеграцию с компьютерными технологиями, – отвечает на это Алексей Шунько. – У нас в школе, например, есть 3D-принтер, и дети могут смоделировать то, что задумали, а потом уже делать руками. А когда все увлекались компьютерной игрой World of Tanks, мы делали модели танков... Я также заметил, то ученики стали с большей жадностью, что ли, заниматься на уроках труда. Раньше, когда дети часто видели отца или дедушку за работой с инструментом, у них не было такого интереса. Сейчас же, когда это дома происходит редко, на уроке дети с радостью работают с простой деревянной заготовкой.

Ну а как заинтересовать того, кому все это по-прежнему не интересно?

– Задача учителя – объяснить ребенку, что, да, возможно, он никогда не будет этим заниматься в жизни, но в любом случае на уроке он получает новые знания. А любое знание – это развитие, а самый главный инструмент – это голова, – говорит Алексей Шунько.

Отчасти и поэтому Алексей Геннадьевич не запрещает своим ученикам на уроке пользоваться мобильным телефоном – в учебных целях.

– Если ребенок чего-то не знает – Гугл в помощь. Пусть правильно сформулирует вопрос и сам найдет информацию. Гаджеты несут пользу, если ими правильно пользоваться.

Чтобы добиваться от детей результатов, с ними надо быть на одной волне, считает педагог.

– Детей нельзя давить авторитетом, они тогда не раскроются. Скорее, для них надо быть старшим братом, – говорит Алексей Геннадьевич. – Дети могут начать проверять учителя на соответствие тому, что он рассказывает. И в этой ситуации нет ничего страшного в том, чтобы снять пиджак, надеть халат и поработать вместе с учениками. Показать, что ты можешь что-то сделать быстрее и круче, а главное – донести до них, что и они смогут так же, если будут стремиться к этому.

Алексей Геннадьевич Шунько, учитель технического труда гимназии № 1 Бобруйска.
Алексей Геннадьевич Шунько, учитель технического труда гимназии № 1 Бобруйска.

Блиц-опрос

Как знакомые реагируют на то, что вы преподаете «труды»?

– Реакция вполне адекватная. Единственное – сразу думают, что я преподаю географию или физику, ну или физкультуру. Почему-то не вяжется мой образ с «трудами» (улыбается).

Главный стереотип в работе, с которым постоянно сталкиваетесь?

– Дети приходят, и первый вопрос: «А когда мы будем табуретки делать?» или «Мы же на труды пришли, где наш рубанок?» А мы первоначально изучаем, какие есть инструменты, что такое дерево и так далее.

От чего больше всего устаете?

– От количества документации.

За что любите свою профессию?

– За общение. За то, что каждый день происходит что-то новое. Радуюсь, когда выпускники хвастаются своими результатами, которых достигают в дальнейшей жизни.

А еще люблю за отпуск (улыбается), который два месяца и всегда летом.

Учитель на каникулах во время учебного года тоже отдыхает?

– Во время таких каникул, порой, больше устаешь. Нет занятий с детьми, но много другой работы.

Как оторвать ребенка от гаджета?

– Самое главное – не заставлять. Иначе ребенок начинает все воспринимать с отторжением, даже то, что ему интересно. Ребенка надо заинтересовать, но для этого надо его знать.

Хотите, чтобы сын пошел по вашим стопам – стал учителем?

– Учителя-специалисты технической направленности сейчас востребованы. Но мой сын пока во втором классе, и говорить еще о чем-то рано. Думаю, он должен идти своим путем, а я буду стараться давать ему полную информацию о той или иной деятельности.

* * *

В начале осени Алексею Шунько предстоит представить Могилевскую область на финале конкурса «Учитель года» в Минске. Желаем Алексею Геннадьевичу удачи!