«Жизнь меняется, и мы должны меняться»: в канун юбилея поговорили с бывшим директором гимназии №2 Бобруйска

8384
Ирина РЯБОВА. Фото из личного архива героини
14 марта 80-летний юбилей празднует Лукреция Саттарова, бывший директор бобруйской гимназии №2, учитель физики, трудовой стаж которого зашкаливает – более 50 лет! Накануне юбилея мы побывали в гостях у именинницы.
Лукреция Ивановна Саттарова (вторая слева) с коллегами в годы работы в гимназии №2.
Лукреция Ивановна Саттарова (вторая слева) с коллегами в годы работы в гимназии №2.

Лукреция Ивановна – личность в бобруйском образовании легендарная. При ней бывшая школа №14 стала не просто гимназией, а лучшей гимназией в городе, в которую шли за углубленным изучением иностранного языка. Руководила Лукреция Сатарова школой на ул. Ленина почти 23 года. И после выхода на пенсию ни дня не сидела без работы: в 2008-2009-х была завучем в еврейской школе и вела уроки физики в гимназии, а с 2009-го вплоть до прошлого года преподавала физику в 30-й школе. На заслуженный отдых ушла лишь полгода назад, в возрасте 79 лет.

Лукреция Ивановна (в центре) с выпускниками гимназии №2.
Лукреция Ивановна (в центре) с выпускниками гимназии №2.

Конечно же, у педагога с таким опытом есть немало секретов мастерства, к которым стоит прислушаться.

– Кричать нельзя, унижать нельзя, нужно уважать, – озвучивает Лукреция Ивановна свои принципы общения с учениками. – Случалось в моей практике такое: в классе было двое таких «трудных детей». Они меня испытывали, а закончилось все... большой взаимной любовью! (Смеется). Я им дала понять: я вас уважаю, почему вы меня не должны уважать? Только такой подход, даже к самому «пропащему». Внешне я, наверное, выгляжу очень сурово. Если надо, могу и «командирским» голосом сказать. Но предпочитала просто посмотреть молча на ученика, и у него уже реакция на это. Бывало, заходит такой невоспитанный ребенок вразвалочку в кабинет после звонка. Я стою и молча смотрю на него. Он останавливается: «А че?» Потом, поняв, разворачивается, выходит, стучит в дверь и ждет, пока я разрешу войти. Я была таким же директором. Педагогика – это вообще искусство. И если ты им не владеешь, если не развиваешься, ничего не получится даже при достаточном знании своего предмета.

– На пенсию я ушла, потому что появились определенные проблемы со здоровьем, – поясняет собеседница. – Они вызваны, видимо, тем, что нужно было немного раньше побольше времени уделять себе и семье. Но раньше мне это было не понятно. Сейчас очень слежу за питанием, делаю много разных процедур для укрепления здоровья... Еще увлеклась дачей. У нас в Вербках хороший, благоустроенный дом, дорожки, мангал. Пока я была директором, даже речи не шло о том, чтоб я на даче хотя бы присутствовала. Я далека от этого. Городская, да еще из интеллигентной семьи, где папа был банковским работником, мама четыре языка знала. Папа говорил: «Доченька, зачем это, на рынок пошел, купил за 5-10 копеек»... А вот мой супруг с внуком Дамиром очень любили проводить время за городом. Внуку уже 17, и он по сей день очень привязан к даче, и я считаю своим долгом поддерживать эту его любовь. У меня там очень приличные соседи, с удовольствием общаюсь с ними, они обучают меня разным премудростям. Урожая я выращиваю столько, сколько может посадить мой внук. Я перенесла порядка 10 сложных операций, потому сама много делать не могу.

Старые фото память хранят... Маленькую Лукрецию держит на руках мама. Справа – уже выросшая дочка.
Старые фото память хранят... Маленькую Лукрецию держит на руках мама. Справа – уже выросшая дочка.

Лукреция Ивановна признается, что всю жизнь без остатка отдавалась работе и отдыхать пока не научилась. Да и приятели – все оттуда, с работы. Например, крепкая дружба по сей день связывает ее с Людмилой Савотиной, бывшим начальником отдела образования Бобруйского горисполкома, ныне – преподавателем математики в УОР. Лукреция Ивановна говорит, что ей по сей день не хватает этого общения – с коллегами, учениками.

Семья, где все еще вместе. В верхнем ряду – супруг Рашид Шарипович и сын Марат Рашидович. Внизу – Лукреция Ивановна с дочерью Дианой.
Семья, где все еще вместе. В верхнем ряду – супруг Рашид Шарипович и сын Марат Рашидович. Внизу – Лукреция Ивановна с дочерью Дианой.

... Не так давно Лукреция Саттарова пережила две трагедии, одну за другой. В декабре 2020-го от коронавируса умер ее сын Марат, военный пенсионер, работал инженером по охране труда и технике безопасности на «Славянке». А через пару месяцев ушел из жизни и супруг Рашид Шарипович – тоже бывший военный, настоящая опора семьи. В ноябре 2023-го было бы 60 лет их совместной жизни.

Лукреция Ивановна старается держаться:

– Я с детства привыкла к трудностям. Но, порой, хожу по квартире, слезы текут... Но это недолго, я переключусь. Я не люблю себя жалеть. Жизнь меняется, и мы должны меняться. Никто не должен решать мои проблемы за меня, я никого не хочу обременять.

Поддержка Лукреции Ивановны сегодня – это ее любимые дочь Диана, которая около 25 лет работает в поликлинике №3, внук Дамир, золотой медалист, студент факультета прикладной математики и информатики БГУ.

– Я все же счастливый человек, – говорит юбилярша. – Потому что каждый прожитый мной день был наполненным: я растила детей, развивалась, работала, добивалась чего-то. А это и есть счастье.

Лукреция Ивановна Саттарова сегодня, у себя дома. Фото автора.
Лукреция Ивановна Саттарова сегодня, у себя дома. Фото автора.