Бабье лето закончилось, пора греться. Статистика показывает, что в это время резко увеличивается число пожаров в частных домах. Многие перешли на паровое или газовое отопление, но и старых печек осталось не мало, и если они были не в порядке, и их поджечь... Инспекторы Бобруйского отдела МЧС обходят районы частной застройки, выборочно проверяют состояние печей и общую пожарную безопасность. Корреспонденты «ВБ» прошли с ними по Черепичному.
Видим «з коміну белы дым» – идем в дом. Он оказывается старым деревянным, недавно купленным новыми хозяевами. Пока там никто не живет, один мужчина делает ремонт, в основном просто убирает мусор.
– Ну, тут сами понимаете, – говорит проверяющий, только зайдя в комнату с печкой. Та вся потрескана, у дверцы лежат опилки. Хозяин, конечно, понимает – весь ремонт еще впереди.
– На чердак лазили? – продолжает опрос инспектор.
– Да, нормально там.
– Насколько нормально?
– Оштукатурено.
И это правильный ответ, значит, разбирается.
– А мусор на участке сжигаете? Это не запрещено, я не пугаю.
Секундная заминка разрешилась с улыбками. Напомнив хозяину о необходимости при отъезде обесточивать электросчетчик (он пока приделан к очень старой проводке) и вручив брошюру с полезными советами, идем дальше. И если хозяев нет, брошюры остаются им в почте.
Трубы возвышаются над большинством хат, но работающие печи есть далеко не везде. Вот в следующих двух домах труба есть, а вместо печки газовый котел. Газовые извещатели в наличии, инспекторы рекомендуют поставить и пожарные, которые реагируют на дым. В каждую комнату. А на кухню не рекомендуют, чтоб ложно не срабатывал. Учить выключать электроприборы из сети не кого:
– Я даже зарядку от телефона в розетке не оставляю!
Как обычно в частном секторе, одни хозяева встречают на улице, другие обнаруживаются в дальнем углу участка. Одним надо звонить, другим по старинке долго стучать.
– Замок стоит, – говорит инспектор про кирпич под дверью.
Еще один дом с дымом. Четыре года назад в нем был пожар из-за замыкания проводки. Теперь надо укрепить печную заслонку, прибить притопочный лист и убрать подальше ковер. А в закутке двора, где сжигают мусор, всё в порядке: «Удаленность от сарая хорошая, только следить за ветром».
На многих участках не убран виноград и даже малина! Вполне сохранившая свой вкус, признаюсь. Когда заходим в дома – детям развлечение, котам беспокойство. А этой хозяйке привычно, она работает в соцобслуживании и сама ходит с подобными рейдами. На участке у нее закрытый мангал, а в доме печка – только для интерьера.
– Но если б и пользовались – она в порядке, – отмечает инспектор. – Только, если растапливать, с нее вещи надо убрать.
– Она только для сильных морозов. А так мы пока не старые, чтоб кости греть!
У хозяев серьезно постарше печка тоже «на всякий случай». Дедуля рассказывает, что их котел пожарники проверяли, вытяжка работает, все хорошо. А вот в извещатель не вставлена батарейка. Проверяющие вставили б ее старикам сами, но оказалась севшей.
Похожая история в другом доме с пожилыми хозяевами: один извещатель работает, второй – «оно пиликало, так мы сняли». Хозяин обещает купить и вставить сразу две батарейки. И пылко клянется:
– Бацька ў хаце не курыць!
Инспектор Вадим Савченко лезет на крышу и приносит оттуда важное указание – побелить дымоход. Тогда по следам копоти будут видны трещины.
– Дымоход самое проблемное место. Туда редко залазят, а именно там самая высокая концентрация тепла, плюс примыкание горючих материалов кровли. Большинство пожаров начинается с крыши.
На сегодня рейд окончен, но вообще такая работа ведется постоянно, убеждает инспектор Бобруйского ГРОЧС Евгений Товстик.
– Инспекторским составом проверяем дома, убеждаем хозяев исправить недостатки: трещины в печи, сломанные заслонки, оставляемые без присмотра печи с открытой дверцей... Хоть главной причиной пожаров остается человеческий фактор, неисправности разнообразного отопительного оборудования, включая печи, виновны в трети всех пожаров – а это очень много.