«Я не такая красивая, как та девочка...». Как помочь подростку повысить самооценку? Комментирует психолог

4220
Подготовила Елена САДОВСКАЯ.
В редакцию обратилась мать девочки-подростка. Женщина переживает, что ее 13-летняя дочь начала замыкаться в себе, у нее снизилась успеваемость, и она практически перестала общаться с одноклассниками.

«У меня подрастает дочь. Ей 13 лет. В последнее время стала замечать, что девочка замыкается, придя со школы. Во время разговора проскальзывает: у той девочки это лучше получается, а у той – другое, а у нее ничего не получается, и выглядит она хуже, и не такая красивая. Не знаю, из-за этого ли, но стала снижаться успеваемость, она стала меньше общаться с одноклассниками, сидит дома, от приглашений на дни рождения отказывается. Подруг у нее пока нет, поэтому поговорить о том, что с ней происходит, мне больше не с кем. Не хочу на нее давить, понимаю, это подростковый возраст, но как мне ее поддержать, как повысить ее самооценку? Ведь в реальности она умная и симпатичная девочка» (Людмила Вячеславовна).

Консультирует Мария Капустина, психолог, зав. отделением дневного пребывания ТЦСОН Первомайского района Бобруйска:

Психолог Мария Капустина.
Психолог Мария Капустина.

– В голове у подростков в формате «24 на 7» вьются вереницей вопросы, вроде: кто я? Что я из себя представляю? Как выгляжу? Каково мое место в обществе сверстников? Насколько я соответствую или не соответствую окружению? Каким я хотел бы быть?

Прибавьте к этому гормональный всплеск. Даже трудно представить взрослому, что происходит внутри этого человечка.

А происходит осознание себя как личности, формирование самооценки и образа «Я».

И образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике, оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности» – может быть причиной снижения у подростков самооценки.

Тут могу рекомендовать следующее. Дочь старается просить о помощи, но так, как получается у нее сейчас. Говорит о недовольстве внешностью? Предложите ей вместе пройтись по магазинам, при этом дочь сама может выбирать то, что нравится ей. Ведь в этом возрасте подростки ориентируются на модные тенденции в среде сверстников, особенности моды, даже знают, в каких магазинах покупать. Можете предложить ей самой походить и выбрать что-то для себя, а потом сходить вместе и приобрести это.

Часто именно стесняясь своего внешнего облика, подростки могут избегать посещения внешкольных мероприятий, в том числе дней рождений сверстников. Хорошо это или плохо – зацикливаться на внешнем виде, не нам решать, и подростковый возраст – точно не то время, когда родителям стоит читать нотации своим детям по этому поводу. Это возраст самовыражения и поиска себя, экспериментов, в том числе и в одежде, цвете волос и т.д.

Вы считаете, что ваша дочь умная, и говорите ей об этом, стараясь поддержать, а для нее сейчас, возможно, значимее быть красивой. Говорите: «красивая», а сейчас еще «модно» быть «популярной» и т.д.

Нет подруги у дочери? Спросите, можете ли вы стать для нее подругой. Вспомните свой подростковый период, что чувствовали, что переживали, какие были взаимоотношения со сверстниками, как учились, что хотелось и т.д. Расскажите об этом дочери, только правду и искренне, а не с точки зрения «буду примером», расскажу только это...

Падение успеваемости тоже очень характерно для начала подросткового возраста 11-13 лет. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую для него социальную значимость. Постарайтесь понаблюдать, что сейчас интересно вашей дочке, чем она увлечена? И что ей не хватает для самореализации в этой сфере.

Желание поддержать своего ребенка – это уже здорово: вы на верном пути. Будьте только чуть более чуткими и осторожными, стараясь вывести его на разговор. Более терпимыми.