«Ворона же – не котик». Бобруйчанка спасла ворону, а теперь не знает, что с ней делать дальше

9499
Артем ЛУКЬЯНОВИЧ, Ирина РЯБОВА
Бобруйчанка не смогла пройти мимо раненой птицы, забрала ее домой. Но как лечить и что делать дальше? Разбираемся.

Лариса Ричкова с улицы Рокоссовского в недавние морозы увидела во дворе раненую ворону.

– Бултыхалась, бедная, в снегу в крови, с поломанным крылом, – рассказывает женщина. – Мы с дочкой не смогли пройти мимо. Сейчас уже вторую неделю сидит птичка дома, в коробке от телевизора, скучает. Кормлю ее, ухаживаю, но вылечить не могу и вообще не знаю, как с птицами обращаться.

Лариса поит и кормит ворону, меняет ей пеленки, иногда достает из коробки погулять на стол, но та скачет неуверенно, уже пару раз со стола падала. Чтобы успокоить птичку, Лариса с ней разговаривает, но имя еще не придумала:

– Не знаю вороньих имен. Каркуша только, но она совсем не каркает. Только кусается, потому что жить хочет, но не у меня, а на воле.

27.01.2021. Спасённая ворона в бобруйской квартире
27.01.2021. Спасённая ворона в бобруйской квартире

Неожиданная хозяйка дикой птицы искала, куда ту пристроить, но пока не нашла.

– В мини-зоопарке «Зверополис» (контактный зоопарк в Могилевеприм. ред.) не могут принять, говорят, что бюрократии много, – говорит Лариса. – В частном приюте для птиц «Охрана природы» (в Осиповичском районеприм. ред.) говорят, что возьмут, если сам привезешь и будешь содержать – деньгами помогать или корм возить. И операция возможная будет рублей 300 стоить. А как я буду корм возить, да еще за Осиповичи, тут самим бы прокормиться с такими зарплатами…

– Что делать с бедной птицей? Кидать помирать? – восклицает Лариса. – Я так раньше котика подобрала, сейчас, вот, ворона появилась, но всех же не возьмешь, да и ворона ж – не котик.

27.01.2021. Спасённая ворона в бобруйской квартире.
27.01.2021. Спасённая ворона в бобруйской квартире.

Хозяйка птичьего приюта «Охрана природы» в Осиповичском районе Жанна Столярова, которой мы позвонили, признается:

– У нас всегда тяжелая ситуация, но птиц берем. Но вот просто сдать и не помогать – не вариант. У нас сейчас 150 птиц, а все держится на двух людях и двух зарплатах. И на волонтерстве, на пожертвованиях, а господдержки никакой.

Птичий приют в деревне Моисеевичи Осиповичского района, частное природоохранное учреждение «Охрана природы» – семейное предприятие Александра и Жанны Столяровых, действует с 2013 года. Специализируется на помощи диким птицам с целью возвращения их в природу. Но вернуть получается не всех, многие остаются в приюте на всю жизнь.

– Поэтому я всегда говорю: если привозите, то и помогайте! – призывает Жанна Столярова. – Перечислить рублей 5-10 в месяц на зерно той же вороне всегда ж можно. На мясо, конечно, не хватит, но уже хорошо. А денег для операций мы не требуем. Вставить спицу в крыло такой птице, как ворона, в ветклиниках стоит 300 рублей. Мы так же и в клиники обращаемся, просим помочь. Тут уж, если кто может, то отлично, нет – так нет.

У этого лебедя было 8 переломов шеи! А сейчас он выздоравливает. Фото ptici.by
У этого лебедя было 8 переломов шеи! А сейчас он выздоравливает. Фото ptici.by

Лариса Ричкова понимает, что перечислять в месяц рублей 5-10 в приют на корм вороне – это немного. Но, с учетом ее махонькой зарплаты и кредита, даже это сейчас сложно. Хочет найти того, кто знает, как заниматься с дикими птицами, кто может ее ворону взять к себе, осмотреть хотя бы: «Может, там и операция не нужна – просто перевязать крыло правильно».

Бобруйский орнитолог Людмила Бабак рассказала «ВБ», что, если у птицы сломано крыло, то, вероятнее всего, она уже не полетит:

– Пожалуй, наилучшим вариантом будет ампутировать поломанное крыло. В любом случае, стоит ее показать специалистам нашей городской ветстанции. Думаю, что найденную птицу можно оставить и у себя: ворона всеядная, интересная птица, ее даже можно научить говорить. У меня одно время жили воронята на балконе, проблем с ними не было. Если у вас нет таких условий, то, может, ворону стоит отдать на станцию юннатов.

В бобруйской ветеринарной клинике «Энималс» подтвердили: даже после операции по спасению крыла птица не обязательно сможет летать, потому что формируется костная мозоль, которая крыло утяжеляет. К тому же и «починка» крыла, и ампутация должны проводиться под специальным газовым наркозом, а его, к сожалению, сейчас в Бобруйске нет, надо ехать в Минск. Если же крыло поломано очень сильно и еле держится, его можно ампутировать и без наркоза – операция стоит около 55 рублей.

Бывшая станция, затем центр юных натуралистов, сейчас относится к центру туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи и является его отделом экологии. Находится отдел в переулке Стадионном, 8, за городским парком. Его заведующий Сергей Падлевский рассказал:

– У нас была аналогичная история с аистом, которому собаки практически отодрали крыло. Ветврач тоже посоветовал его ампутировать. Три дня после аист попил антибиотики и сейчас живет у нас, живой и здоровый, только уже никогда не полетит. Вероятно, и с вороной придется поступить так же.

– Да, вороны легко привязываются к людям, – добавляет Сергей Леонтьевич, – особого тепла им не нужно. Если есть свой двор, то птица без проблем сможет там жить. Если нет – можете принести птицу к нам, но при условии, что ее раны уже обработаны, и она нормально кушает. Мы можем ей оборудовать место в беседке. Нашему аисту мы выделили место в конюшне, но даже в 20-градусные морозы он гулял по двору под солнышком.

Буслики в приюте Столяровых. Фото ptici.by
Буслики в приюте Столяровых. Фото ptici.by

Кстати, многие наслышаны о штрафах, которые якобы грозят, если подбирать диких животных – «за незаконное изъятие животного из природы». Да, чтобы изъять дикое животное из среды его обитания нужно получить разрешение, для разведения нужна регистрация, за нарушение этих правил – штраф до 20 базовых для физлиц (до 580 руб.). Но это касается только тех животных которые подлежат регистрации, среди птиц это аисты, совы, лебеди… А воробьи, скворцы, галки, дрозды и другие птицы, широко распространенные в городах, регистрации не подлежат, и заводить их дома можно.

Если же увидели попавшую в беду «серьезную» птицу – позвоните в горрайинспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды (телефон в Бобруйске: 8-0225-74-54-57).

Вороны, грач и галка в приюте Столяровых. Фото ptici.by
Вороны, грач и галка в приюте Столяровых. Фото ptici.by