Хочешь помочь – спроси. Правила общения с незрячими

1174
«Вечерний Бобруйск». Иллюстрация Pixabay
Акция «Человек с белой тростью» проходит в Могилевской области с 14 октября по 13 ноября. Вот основные правила, которые снимут неловкость у того, кто хотел бы оказать помощь или ведет беседу с человеком, имеющим нарушение зрения.

Люди с нарушением зрения знают, как ориентироваться и передвигаться по улице. Они способны ездить без посторонней помощи, хотя и могут пользоваться тростью или собакой-поводырём. Будьте готовы предложить таким людям помощь – когда вас об этом просят. И так, чтобы действительно помочь, и не смутить ни себя ни их.

Мария Капустина, заведующая отделением дневного пребывания для инвалидов территориального центра обслуживания населения Первомайского района Бобруйска, напоминает основные правила общения с незрячими и слабовидящими.

  • Перед тем как помочь – спросите!
  • Представьтесь незрячему человеку, прежде чем установить с ним физический контакт.
  • Назовите своё имя и свой статус, если это уместно, например: охранник, официант, социальный работник или сокурсник.
  • Если новый клиент или сотрудник является незрячим, или у него плохое зрение, предложите ему пройтись по вашему предприятию. И обязательно представьте его другим присутствующим.
  • Если вы изменили обстановку в помещении, где человек с нарушениями зрения ранее бывал – сообщите ему о любых пространственных изменениях, таких, как переставленная мебель, оборудование или другие предметы, которые были перемещены.
  • Незрячие люди могут пользоваться руками для равновесия, так что предложите свою руку, если человека нужно провести. Но не берите сами его руку первым. Уместно подвести руку слепого человека к перилам или спинке стула, чтобы помочь направить его к лестнице или сидению.
  • Не трогайте собаку-поводыря. Собака на службе и должна сосредоточиться. Если у человека есть собака-поводырь, идите с противоположной стороны от неё.
  • Когда идёте, описывайте обстановку, отмечая любые препятствия, такие, как ступеньки (вверх или вниз) или большая трещина в тротуаре. Также к опасностям относятся: вращающиеся или открытые двери, выступающие из стены на уровне головы предметы, такие, как висячие растения или лампы. Обо всём говорите конкретно.
  • Если вы собираетесь о чём-то предупредить, будьте конкретны. Крик «Осторожно!» не говорит человеку вообще ни о чем. Чего надо опасаться? Надо остановиться, увернуться, подпрыгнуть или бежать – и куда?
  • Трость – это часть личного пространства. Не трогайте её. Если человек кладёт трость на землю, не убирайте её. Сообщите ему, если она находится на его пути.
  • Если вам нужно оставить человека, который не видит, сообщите ему, что покидаете его, и спросите, нужно ли ему что-нибудь, прежде чем уйдёте.
  • Предложите прочитать письменную информацию – объявления, меню, этикетки товаров или банковские заявления. Прочитайте содержание кассового чека вслух, чтобы клиент знал, сколько и за что он платит.
  • Если вы подаёте пищу незрячему человеку, сообщите ему, где она находится на тарелке согласно часовой ориентации (12 часов – это дальше всего от человека, 6 часов – ближе всего). Убирайте с тарелки декоративные элементы и всё, что несъедобно. Некоторые клиенты могут попросить вас порезать пищу – это можно сделать на кухне ресторана, прежде чем еда будет подана.

Кстати: то, что у человека есть нарушение зрения, не всегда сразу заметно. Например, черные очки совершенно не обязательный атрибут даже для незрячих. Будьте внимательны.