В Законе «О государственных минимальных социальных стандартах» содержатся нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты населения в Беларуси. Сравнив эти нормы с открытыми данными, опубликованными на сайте Бобруйского горисполкома, мы узнаем, что бобруйчане вполне себе обеспечены, например, банями (при норме 3 места на 1 000 человек у нас – 3,1), общественными туалетами (норма – 1, у нас – 1,16), а также городским транспортом, аптеками, врачами общей практики и участковыми терапевтами. Хватает и торговых площадей: стандарт – 600 кв. м на 1 000 человек, у нас – 760 кв. м.
Нормы нормами, а
Что думают сами бобруйчане?
Мы собрали мнения людей разных возрастов – от пионера до пенсионера.
Роман Филипчик, 8 лет: «Мне нравится парк, там хороший вид»
– В любом хорошем городе для жизни должна быть семья. А вот кого не должно быть, так это курильщиков. Они загрязняют воздух. Надо их всех собрать на площади и в микрофон сказать: «Вам больше нельзя курить». Они, конечно, будут сопротивляться. Но им надо объяснить, что курение отразится на их здоровье. Сначала у них станут зубы желтыми, потом в горле появится слизь, а если они продолжат курить, то вообще умрут.
Лично я бы хотел жить в Минске или Ленинграде (так Петербург назвал 8-летний мальчик – прим. ред.). В Минске классно, там аквапарки есть. А в Ленинграде красивые дома.
В Бобруйске, считаю, надо построить еще десять школ. Но тут есть мост, и, смотря на него, я вспоминаю, как мы ехали в Минск. А еще мне нравится парк, там хороший вид.
Екатерина Замчалова, 20 лет: «Мне нравится, что Бобруйск – зеленый»
– Мне нравится, что Бобруйск – зеленый, здесь есть своя история. Но, по моему мнению, сохранность исторических памятников у нас не обеспечивается. Я сама по образованию – историк, и мне больно смотреть, как ветшает дом купчихи Кацнельсон.
Конечно, Бобруйску не хватает вуза. Наш город немаленький, так почему в более мелких городах университеты есть, а у нас нет? В городе достаточно молодежи, и я считаю, что у нас должна быть возможность получать высшее образование, не уезжая из города.
И еще бы хотелось, чтобы вместо торговых центров у нас разбивались небольшие парки. Например, в том же Гомеле – шесть районов, и на каждый – по два-три парка.
Светлана Хартанович-Бернадская, 30 лет: «Закрыли вуз, и молодежь уезжает в другой город»
– Я люблю Бобруйск. Я здесь живу с четырех лет. Но у меня подрастает ребенок, и я вижу, что перспектив для него здесь немного, и, скорее всего, он уедет.
Ведь город для жизни – это то место, где каждый человек может получить образование, быстро и легко – медпомощь, может работать и отдыхать.
А у нас закрыли вуз, и молодежь уезжает в другой город. К «узкому» врачу надо записываться за несколько месяцев вперед.
С рабочими местами тоже проблемы, поэтому бобруйчане ездят на заработки. Не хватает детских садиков в пятом-седьмом микрорайонах, спортивных придомовых площадок. Очень мало культурных развлечений для взрослых.
У нас также, не считая «Венка дружбы», нет мероприятий, которые ассоциировались бы с нашим городом, стали бы нашей визитной карточкой.
А еще мне, как маме школьника, очень не хватает белорусскоязычного класса.
Людмила Лисовская, 33 года: «Расстраивает состояние тротуаров»
– Мне нравится Бобруйск за солнечную погоду, уют, небольшие расстояния, позволяющие много успеть за день. Но город для жизни – это такое место, где у людей есть возможность зарабатывать и тратить деньги.
Я успела пожить в Гомеле, Минске, Бобруйске и могу сравнивать. Да, с одной стороны, в Бобруйске для семьи доступнее жилье, детские сады и школы, чем в столице. Но зарплаты несопоставимы, при этом же цены на развлечения почти такие же.
А еще меня очень расстраивает состояние тротуаров, детских поликлиник, отсутствие мест для семейного отдыха и в последнее время очень огорчает культура бобруйчан.
Лариса Медкова, 42 года: «Не хватает эстетики»
– Я люблю наш ледовый дворец с территорией для пикников и игр на открытом воздухе, многочисленные уютные кофейни. Мне нравится, что в нашем городе много зелени. Но город для жизни не только в том, что я перечислила. Это комфорт во всем: от дорог и транспорта до экологии и спа-салона.
Чтобы наш город действительно был городом для жизни, здесь должен быть вуз, качественная медицина. Хотелось бы, чтобы бобруйские специалисты несли ответственность перед пациентами, нам этого не хватает.
А еще нашему городу не хватает эстетики. Его бы только украсили малые архитектурные формы.
Наталья Шилина, 61 год: «Хотелось бы больше цветов и ярких красок в фасадах домов»
– Я здесь живу с 18 лет и могу сказать, что раньше это был крупный промышленный город, в котором было много молодежи. Раньше в 6, 7, 8 утра транспорт был переполнен. Я понимаю, что у нас развилась транспортная сеть, но дело не только в том. Работающих людей становится меньше. У меня много знакомых, чьи дети уезжают из Бобруйска в Минск, Гомель, Москву, города Польши.
У нас строятся магазины, открываются аптеки, но это не говорит о росте благосостояния населения. О развитии города говорят стабильно работающие предприятия, открытие новых производств, наличие университета и рост населения.
Огорчает медицина. Чтобы быть уверенным в постановке диагноза и правильном лечении, желательно еще съездить в Могилев, Минск. Не говорю, что у нас нет хороших специалистов в городе, но, к сожалению, профессионалов встречаешь нечасто. У нас была участковая, молодой специалист, которая работала по призванию. Но буквально через полгода ее забрали в Минск.
Если не смотреть глобально, то очень хотелось бы, чтобы в Бобруйске было больше цветов и ярких красок в оформлении фасадов домов.
«Зададим вопрос себе: а что готов сделать для блага города лично я?»
– Лозунг «Бобруйск – город для жизни» появился на городских билбордах и растяжках неслучайно, – говорит начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Бобруйского горисполкома Татьяна Горбачева. – Наш город красив, уютен, в нем есть достопримечательности, которыми мы можем гордиться.
А социальная реклама используется для того, чтобы привить у бобруйчан любовь к городу, показать, что нужно ценить то, что сегодня уже есть в Бобруйске. Ведь от каждого зависит не только личное благополучие, но и благополучие других.
Многие переживают, что в городе закрылся вуз. Да, возможно, он в городе нужен для того, чтобы привлекать в Бобруйск молодежь. Но сначала надо понять, какие специальности действительно будут востребованы у молодежи и какие работники сегодня нужны бобруйским предприятиям.
У нас в городе девять средних специальных учреждений, два из которых – автотранспортный и лесотехнический колледжи – являются филиалами высших учебных заведений, БНТУ и БГТУ, соответственно. Учащиеся могут поступать в эти университеты на сокращенный срок обучения. Этой возможностью пользуются 40 процентов выпускников лесотехнического колледжа и 23 процента – автотранспортного от поступивших выпуска 2019 года.
Сегодня на каждом предприятии также есть программа подготовки и переподготовки кадров: предприятие за счет собственных средств обучает в вузах молодых специалистов, которые им нужны.
По нехватке рабочих мест: вакансий, которые заявлены на 1 октября в управлении по труду, занятости и соцзащите нанимателями города – 1 725. Если человек не может себе найти работу из предложенных вариантов, он может себя проявить в предпринимательстве. Все зависит от его целеустремленности и желания. Не совсем верно говорить о сокращении рабочих мест на предприятиях, да, это имеет место быть, но это связано с модернизацией производств, инновационным развитием отрасли, и это мировая тенденция. Но у нас создаются новые рабочие места. В 2018-м было создано более 1 300, за 6 месяцев 2019-го – более 400.
Что касается медицины: в 2019 году в Бобруйск прибыло 89 молодых специалистов, с высшим образованием – 35, со средним медицинским – 54.
Нельзя также говорить о том, что у нас в городе ничего не делается для восстановления историко-культурных ценностей. Мы ищем инвесторов – для той же крепости, но пока никто не заинтересован в ее восстановлении, ведь каждый инвестор хочет в скором времени получать прибыль, а такие объекты сразу не окупятся.
В 2020 году запланировано ввести детсад в 7-м микрорайоне, восстанавливается детская больница, и было бы неправильно, если бы мы деньги распределили на историко-культурные ценности, а не на эти объекты.
Насчет белорусскоязычного класса: в городе есть дети, которые изучают основные предметы на белорусском языке, но их количество недостаточно для того, чтобы открыть полноценный класс.
Сегодня в Бобруйске проводятся культурные мероприятия, которыми наш город уникален. Это два международных фестиваля: «Венок дружбы» и пленэр по керамике «Арт-Жыжаль», республиканские фестиваль национальной драматургии и конкурс-пленэр мастеров резьбы по дереву.
Что касается парков: в каждой микрозоне они есть – театральный сквер, городской парк, Молодежный парк (хотя, конечно, ему еще надо расти), лесозона на Лынькова и возле больницы БШК.
Да, хотелось бы больше клумб и городских скульптур, но, к сожалению, некоторые бобруйчане не ценят то, что уже сделано, и вместо того, чтобы делать что-то новое, службам города приходится восстанавливать то, что повреждено. Например, удалять, закрашивать те же надписи на стенах домов, остановках транспорта, которые регулярно появляются.
Почему, когда мы едем в другую страну, город, мы принимаем и подстраиваемся под те правила поведения, которые там приняты. А возвращаясь обратно, становимся прежними и снова позволяем себе небрежно относиться к тому, что уже сделано в родном городе?
Возьмем в качестве примера территорию ПЖСК и территорию ЖЭУ. В первом варианте в подъездах, во дворе будет все аккуратно и чисто, детская площадка будет убрана, и оборудование на ней – целым. А во дворе ЖЭУ мы увидим противоположную картину. Это происходит потому, что люди почему-то ценят только то, во что вкладывают собственные средства.
Мне кажется, было бы правильно, если бы все мы не только чего-то ждали от городских служб, но задавали вопрос себе: а что готов сделать для блага города лично я?
Необязательно делать что-то масштабное, можно, например, посадить цветы у подъезда и ухаживать за ними, или посадить цветы в горшках у себя на балконе, и пусть они радуют не только живущих в квартире, но и остальных бобруйчан. Можно в выходной выйти на благоустройство собственного двора.
Хочу также обратиться к бобруйчанам, у которых есть предложения и пожелания, как нам улучшить наш город: можете писать на сайте Бобруйского горисполкома: bobruisk.by / вкладка Наш город / вкладка Мой город. Точно так же бобруйчане могут оставить свои предложения на сайтах администрации Первомайского и Ленинского районов.
Если человек хочет предложить какую-то инициативу, он может обращаться и ко мне лично, но предложение должно быть действенным и должно найти отклик у остальных бобруйчан.
Главное богатство Бобруйска – люди, и когда каждый из нас будет любить свой город, стремиться сделать его краше, гордиться им, тогда с уверенностью можно будет сказать, что Бобруйск – город для жизни.
Чем хорош Бобруйск и чего ему не хватает: мнения известных бобруйчан
Михаил Бондаренко, бывший председатель Бобруйского горисполкома и директор филиала БГЭУ, ныне пенсионер:
– Я люблю Бобруйск за то, что, приехав в 22 года после окончания Могилевского машиностроительного института, здесь нашел жену, семью, работал всю жизнь в этом городе, не часто меняя места работы.
Бобруйск хорош во многом. В нашем городе радиально-кольцевая планировка (такая в Риме, Санкт-Петербурге и еще в нескольких городах планеты). И людьми наш город хорош, в нем есть и будет бобруйский колорит. Когда мне, как мэру, принесли 12 или 15 вариантов бобра, я сразу сказал, что будет бобр-еврей.
Спорт в Бобруйске хорош: не в каждом областном городе столько олимпийских чемпионов – в гребле, тяжелой атлетике, боксе. Это все характеризует силу, дух и мощь населения.
Я поддерживаю лозунг «Бобруйск – город для жизни», для наших белорусских мерок он подходит.
Ведь что человеку нужно для жизни? Крыша над головой, работа, которая давала бы возможность зарабатывать столько, сколько хватало на жизнь, возможность развиваться, получать образование (желательно высшее), возможность растить и развивать своих детей. В Бобруйске есть практически все. Кроме вуза. Бывший вице-премьер Василий Жарко был ярым противником филиалов, но филиалы остались в Пинске, Барановичах, Мозыре, Полоцке, а вот в Бобруйске он исчез. Но Бобруйск должен иметь учреждение высшего образования, это напрашивается и по численности населения, и по промышленности. У нас можно было бы открыть филиал технологического университета. Когда было принято решение о закрытии филиала БГЭУ, я ездил в БГТУ и общался с его ректором по этому вопросу. Мне тогда дали понять, что готовы его обсуждать. Эту информацию я передал городской администрации.
Протоиерей Сергий Коровинский, секретарь Бобруйской православной епархии:
– Под «городом для жизни» я понимаю сообщество людей, которые готовы, жертвуя даже своими личными интересами, помогать ближнему. С этой позиции считаю, что Бобруйск комфортен для жизни. В нашу епархию просится хороший священник из Ванкувера, города, которому трижды присваивали звание «лучшего города Земли»! Человеку нравится в нашем городе.
А вот чего не хватает Бобруйску – это вуза. Из-за этого город теряет молодежь.
В духовной же сфере нам не хватает мужества признать свои ошибки, не хватает времени на своего ребенка, не хватает сил сдержать своего раздражения, не хватает сил простить и любить.
Игорь Ахметшин, бывший главный архитектор Бобруйска, ныне зам. начальника главного управления проектных работ, градостроительства и архитектуры – начальник отдела регионального планирования и градостроительства Министерства архитектуры и строительства Беларуси:
– Я люблю Бобруйск, потому что я здесь родился, это моя малая родина. Как градостроитель и как житель города, я считаю, что Бобруйск оптимален по размеру и интересен по наполняемости. Город обладает хорошей шаговой доступностью ко всем объектам, здесь все укомплектовано для человека.
Бобруйск можно назвать городом для жизни, так как здесь есть все для комфортной жизнедеятельности, и количество объектов для количества населения оптимальное.
Конечно, город можно насытить еще больше, но посещаемость объектов будет низкая. Когда-то, во время «Дожинок», мы проектировали аквапарк в районе гимнастического зала по Интернациональной. Но реализовать не смогли, так как объект достаточно дорогой для такого количества жителей.
В свое время на пересечении Советской и Либкнехта я пытался разместить «МакДональдс», но специалисты изучили много показателей, в том числе количество предприятий, уровень зарплаты, количество пенсионеров, детей, и после анализа пришли к выводу, что размещение данного объекта в Бобруйске также нецелесообразно.
Я считаю, если бобруйчанам интересны кафе, то почему бы не давать разрешение тем людям, которые хотят заниматься этим.
На территории крепости разместили «Бобруйск-арену», чтобы привлечь внимание к реставрации объекта. Но нет заинтересованных людей. И так во многих отраслях.
Возле реки – шикарный парк, но не хватает комфорта, последний раз там асфальтировали дорожки еще в советское время. В городе также не хватает общественных туалетов.
Возле Дворца искусств снесли светильники, которые символизировали те самые протуберанцы, расплавившие крылья Икара. Теперь эта безликая площадь никому не интересна.
Но, тем не менее, Бобруйск – комфортный город, и каких-то суровых градостроительных решений здесь применять не надо. Например, у нас достаточно парковых зон, есть великолепный городской парк. Но все устарело, все нужно реконструировать, благоустраивать, наводить лоск. Нужно работать не над количеством, а над качеством каждого отдельного объекта.
Вместо послесловия:
Человек живет не только для того, чтобы есть и развлекаться, зарабатывать и покупать. Но и для того, чтобы развиваться, раскрывать свой творческий потенциал, стремиться к чему-то лучшему и осуществлять свои мечты. Является ли Бобруйск в этом смысле городом для жизни? Во всяком случае, нам есть к чему стремиться.