Прихожане бобруйской церкви «Слово надежды» встречают Рождество двумя праздничными служениями, вечером 24 декабря и утром 25-го. Первая служба более строгая – с проповедью, чтением Евангелия. 25-го – служба-праздник с концертной программой. Дома прихожане обязательно устраивают праздничный стол с обменом подарками.
– Некоторые собираются за семейным столом после вечерней службы 24-го, в нашей церкви это обед 25-го, – рассказывает пастор «Слова надежды» Александр Гулько. – Тут в конфессии полная свобода. А вечером можно сходить в гости, поздравить друзей. И 26-го ходим в гости, и дальше – вообще празднуем Рождество до 7 января, раз уж два календаря в стране. Некоторые протестанты даже отмечают по старому стилю, как православные.
Как и многие протестантские церкви, «Слово надежды» – церковь современная. Специальных облачений у священников нет, во время служений звучат песни разных музыкальных стилей в сопровождении современных музыкальных инструментов. А каждое воскресенье богослужения даже снимают на видео и ведут прямую трансляцию в Youtube. Все своими силами.
На это Рождество молодежь общины объединила элементы службы сквозными театрализованными сценками, даже показала, как выглядели бы события Рождества, если б уже было телевидение с ток-шоу. И всех порадовало выступление хора «пасторской команды» – церковного совета. Старшины общины задорно исполнили традиционную белорусскую колядку «Зорка ясная».
– Это, конечно, самодеятельность, у нас такое раз в год в честь праздника, – говорит Александр Гулько. – Но родную мову мы любім, і яна абавязкова мусіць гучаць.
Одной из ведущих праздника была Дарья, дочь кировского пастора Сергея Каменькова. Он приехал к концу службы из Кировска забрать ее и жену.
– А почему пастор в Кировске, а жена с дочкой на службе в Бобруйске?
– А мы скоро будем везде! – улыбается пастор. Оказалось, он сам бобруйчанин и живет с семьей в Бобруйске, а служит в Кировске.
Родители – атеисты, сын – пастор
Бобруйская церковь христиан веры евангельской «Слово надежды» существует с 1992 года. Сначала община арендовала дом около станции «Бобруйск», с 2004 года переехала в свое здание в крепости, которое сами и ремонтировали. Прихожан более 700 человек, и большой молельный зал, если постараться, может вместить их всех. В Бобруйске есть еще одна церковь ХВЕ – «Преображение», там прихожан около двухсот. Всего в Беларуси 560 церквей ХВЕ, а в следующем году будет 100 лет первой такой церкви в нашей стране. (Хотя вообще, как известно всем из школьного курса истории, протестантизм (лютеранство, кальвинизм) в Беларуси имеет глубокие корни и был доминирующей религией среди магнатов ВКЛ в XVI-XVII веках.)
Пастор бобруйской церкви «Слово надежды» Александр Гулько рос в обычной советской неверующей семье. В начале 90-х он услышал про новую церковь и решил посетить. Понравилось так, что вскоре поехал в Москву в семинарию (сейчас уже и в Минске есть конфессиональный теологический институт). И в 1996-м вернулся в свою церковь пастором.
– Такое время было, быстро все менялось, – говорит Александр.
Пастора в Бобруйске не было, но Союз христиан веры евангельской в Беларуси был. Проводить служения приезжали из Минска, с помощью норвежского пастора Ойстэна Хюзвика.
– Иногда слышу, как нас называют «норвежской церковью» – но связей с Норвегией никаких нет, был в Бобруйске только один пастор, который нам очень помог в первый год, – рассказывает Александр. – А я, походив немного обычным прихожанином, стал первым пастором из местных.
Сейчас пастор бобруйской церкви Александр Гулько одновременно является и епископом областного объединения ХВЕ.
– Хоть где-то Бобруйск – центр области, как и полагается, – шутит жена пастора Оксана.
Семья Оксаны религиозной не была. Мама рано умерла, с отцом переехали в Москву. В 1988 году девушка вернулась в Бобруйск к бабушке поступать в художественное училище. В 1991 году в училище разрешили выступить американскому миссионеру – так Оксана стала ходить на служения. Где вскоре встретила будущего мужа.
– Нас тогда много молодежи в церковь пришло, прорыв прямо случился. И остались, многие из «первого призыва» стали пасторами, даже в Витебске сейчас служат. Но и все эти годы пробуждение не затухает, постоянно приходят новые люди. Наверное, у нас какой-то особенный город.
Детей уже меньше: не по 9, а по 4
Дочка Александра и Оксаны Надежда тоже была среди ведущих праздника. А всего в семье пастора четверо детей и уже одна внучка. Вообще многодетность распространена в семьях евангельских христиан. Раньше бывало и по 7-9 детей.
– Мы, естественно, против абортов, – говорит пастор. – Но вообще семейный вопрос никак не контролируется. Просто мы считаем, что дети – это благословение, и хотим, чтобы люди не боялись иметь детей.
– Христианская женщина не строит сначала карьеру, все хотят семью, – добавляет жена пастора. – На детский праздник для наших детей от 2 до 12 лет уже записалось 250 детей. Но сейчас, в такое сложное время, детей в семьях уже меньше. Не по девять, а по четыре.
Оксана Гулько через «ВБ» поздравила всех бобруйчан с Рождеством:
– Желаю всем, чтобы в каждом сердце родился Христос. Чтобы постоянно рождалось Добро – сейчас нам так не хватает Добра… Желаю, чтобы свет Рождества мы видели в глазах друг друга!