Сын Маргариты Климашенко в прошлом году зимой не ходил в школу. По словам мамы, она не пускала его из-за холодов, так как ребенок часто простужается.
– Дети на перемене набегаются, вспотеют, потом бегут в туалет на улицу. Конечно, они простывают, – добавляет местная жительница Кристина. Старший сын Кристины пошел в этом году в пятый класс, младший – в первый. Женщина опасается, что младший, как и старший, будет часто болеть.
Фасад покрасили, остального в планах нет
Родители не раз обращались к администрации школы, чтобы сделали капитальный ремонт и пристроили туалет, на родительские собрания приезжали люди из управления образования, но это не дало никакого результата.
– Скорее всего, чиновники считают так: если цыгане, значит, им не нужно образование, и школу можно не ремонтировать, они в нее все равно не ходят. А наши дети тоже хотят учиться, – говорит Кристина. При этом отмечает: в школе не только цыгане – есть и «русские» дети.
– Мы даже готовы помочь: и денег собрать, сколько понадобится, и работу какую-то сделать, – добавила Кристина.
Фасад школы №15 к этому учебному году отремонтировали – покрасили.
Директор школы №15 Андрей Хилинский считает, что здание действительно нуждается в реконструкции.
– Нужно решить вопросы с текущим ремонтом и с уборной для педагогов и учеников. Как вариант, можно решить проблему пристройкой к зданию. В этом учебном году мы обязательно постараемся принять какие-то меры, – говорит он.
В управлении по образованию Бобруйского горисполкома нам ответили коротко:
– Ремонт в школе №15 сделали в этом году – покрасили фасад. Планы на дальнейший ремонт еще не составлялись, – сказала начальник управления Виктория Омелюсик.
В отделе по образованию Ленинского района Бобруйска знают, что в школе санузлы расположены на улице. Там пояснили, что на 2018-2019 учебный год в планы был заложен только ремонт и окраска фасада, что и было выполнено за счет средств бюджета. Других работ в этом учебном году в школе №15 проводиться не будет.
Неучебные условия
Местные жители считают, что если бы в школе были созданы нормальные условия, то дети бы охотнее тянулись к знаниям.
– Говорят, надо форму носить. А про какую форму можно говорить, если в школе холодно, из окон дует и туалет на улице? Одеваешь что потеплее, и все. Понятно, что у ребенка и настроение будет другое, если он будет в форме. Но нам не дают такой возможности, – отмечает Маргарита Климашенко. Сейчас ее сына переводят в пятый класс, но женщина не уверена, что это правильно: ребенок сильно отстает по учебе.
Школа №15. С обратной стороны здания краска старая, осыпается штукатурка.
Некоторые жители поселка даже устраивают детей в среднюю школу в деревне Химы (это недалеко от Титовки): там условия лучше, чем в городской 15-й школе. Но ежедневно возить туда детей сложно, особенно если их несколько.
Некоторые хотели бы перевести своих детей в городские школы, но там их не принимают, так как школы заполнены учениками «по прописке», рассказывает местный житель Иван.
Поэтому в Титовке многие уверены: если никак нельзя отремонтировать эту школу, то стоит закрыть ее совсем, чтобы дети могли учиться «в городе».
Но закрытие школы может обернуться еще большей проблемой.
– Если в этом районе закрыть школу – до другой школы эти дети просто не дойдут, – уверена Наталья Кутузова, сотрудница Академии наук Беларуси. Она занимается проектом «Roma integration» и присутствовала первого сентября в титовской школе.
– Мы считаем, что ромское население является наиболее уязвимым из всех национальных меньшинств. И эта уязвимость развилась из-за низкого уровня образования. При последней переписи населения были озвучены факты, что многие дети ромов в 10-12 лет не умеют даже читать и писать. Меньше оного процента ромов имеют высшее образование, известно также о традиции ранних браков.
Сотрудники милиции, которые дежурили первого сентября возле школы №15, рассказали: школу проблемной не назвать, а в целом Титовка, которая когда-то была криминальной местностью, уже лет десять по уровню преступности мало отличается от других районов города.
«Roma integration» – это общественная инициатива. Сейчас уже подготовлено 13 общественных ромских медиаторов, которые ведут диалог с местным населением и представителями власти. Они стараются сделать так, чтобы как можно больше цыганских детей ходили в школы и получали образование. С 2015 года проект «Roma integration» ведет с бобруйской школой №15 сотрудничество.
– На эту школу мы обращаем особое внимание. Нам известны возмутительные факты: еще несколько лет назад первоклассники здесь просто не доходили до школы, они числились, но не учились. Наши медиаторы обходили ромские семьи, отводили детей в школу, объясняли родителям, что без образования человек будет обречен на низкоквалифицированную работу, – рассказала Наталья Кутузова.
Сейчас все изменилось. И все дети, которые числятся в школе, ходят на занятия.
– Наше поколение, может, и выросло неграмотным, но для своих детей мы хотим лучшего, хотим, чтобы они получили образование, – признается Маргарита Климашенко.
Осталось только сделать капитальный ремонт в здании.
Туалеты в школе №15 находятся на улице.
Умывальники на первом этаже школы №15.