Прогулка по Чернобылю. Как бобруйчанка побывала в зоне отчуждения

6479
Евгений ЮШКОВСКИЙ. Фото героини статьи.
Ирина хотела увидеть своими глазами мертвый город и станцию, а также места, где Pink Floyd снимали вторую часть клипа на «Marooned». Два года назад она осуществила свою мечту и провела в зоне один день – дольше официально нельзя.

Ирина отправилась в Чернобыльскую зону отчуждения в составе группы, которая собралась благодаря одному из сообществ в соцсетях. По словам девушки, это были совершенно разные люди из разных городов Беларуси и России.

– Отправлялись мы из Гомеля. Решила ехать компанией, потому что так легче добраться, проще ориентироваться. Никто не чинил никаких препятствий, в зону проходили через КПП и возвращались так же.

Руководитель рассказал Ирине, что одежда должна быть с длинными рукавами, шорты и сандалии Руководитель рассказал Ирине, что одежда должна быть с длинными рукавами, шорты и сандалии не рекомендуются, обязательны головной убор, очки и вода с собой. Также Ирину предупредили, что ходить пешком придется довольно много, а посидеть не получится, потому как скамеек нет, а если и есть, то сидеть на них не стоит.

Кстати, маршрут был готов заранее. Его разработали ребята из Гомеля, которые и сопровождали группу.  

– По дороге в зону ничего не вызывает особенного шока. Плохой асфальт, заросли… Огромная решетка на горизонте, блестящий на солнце купол нового саркофага. Работы по его установке подходили к завершению. Уже потом, по дороге из Чернобыля и Чернобыля-2 в Припять, жутковато смотрелись заброшенные дома, оставленная ржавая техника в зарослях.

«Ожидания во многом оправдались»

По словам Ирины, она то, что она заранее ожидала увидеть, подтвердилось.

– Фотографий и информации в сети было достаточно. Плюс знаменитый «S.T.A.L.K.E.R.» – девочки тоже играют в игры. Ожидания во многом оправдались. Особенно касательно гербовой высотки.

Из зоны ничего брать нельзя. Более того, не рекомендуется ставить что-то на землю, Из зоны ничего брать нельзя. Более того, не рекомендуется ставить что-то на землю, особенно в районе Рыжего леса или рядом с ковшом, которым демонтировали купол станции, – это самые «грязные» места. Покидая зону, люди проходят через специальный сканер и им настоятельно советуют сменить верхнюю одежду, а ту одежду, в которой ты был в зоне, утилизировать или несколько раз прокрутить в машинке.

Также девушку впечатлил объект «Укрытие-2», или, как его еще называют, Арка.

– По слухам, эта стальная махина на момент постройки стала самым большим наземным передвижным сооружением.

Были на объекте «Чернобыль-2». Это загоризонтная РЛС «Дуга 1». Были на объекте «Чернобыль-2». Это загоризонтная РЛС «Дуга 1».

Коридор КПП Дуга-1 Коридор КПП Дуга-1

– Та самая, откуда в начале этого года сорвался сталкер-белорус. Потрясающее сооружение длиной 800 м и высотой 150 (примерно 50 этажей). Огромный радар – система раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет. С нее, кстати, «срисовали» объект «Стена» в фильме «Дивергент». Кроме антенн-решеток, есть подземелье, где раньше располагались коммуникации. Там было прохладно, выходить не хотелось, хотя и мрачно. Впрочем, в городском морге мародеры и фотографы тоже постарались на славу, стремясь добавить «атмосферы» в помещения.

Жутко, по словам Ирины, было гулять по коридорам школ, по улицам Припяти. Чувствуется присутствие людей в некоторых «постановочных» местах (например, кукла в противогазе в столовой школы № 3). Девушка заметила, что это практически путешествие в советское прошлое, только не в то, о котором некоторые ностальгируют.

Есть кто живой?

– Говорят, что в Чернобыле никто не живет. Это неправда. В городе проживает до 800 человек, которые работают там вахтовым методом. Есть даже действующий православный храм. Но Чернобыль – город без детей. Там их нет.

Также в зоне отчуждения живут кошки, собаки, и даже лисы, плавают лебеди. Под железнодорожным мостом, по словам бобруйчанки, рядом с входом на станцию, у «Прометея», живут просто огромные сомы.

Один из них, Яша, особенно впечатлил: сразу и не поняли, что тень под Один из них, Яша, особенно впечатлил: сразу и не поняли, что тень под мостом – это рыба, которая в один присест уминает половину батона.

– Такая постапокалиптическая картинка: стоишь себе на ступеньках террасы развороченного мародерами ресторана, смотришь на затопленные в реке баржи, которые вывозили радиоактивное топливо, – а рядом с тобой спокойно плывёт лебедь с птенцами.

Зона отчуждения как зона туризма

В апреле «Вечерний Бобруйск» сообщал, что Чернобыльскую АЭС официально открыли для туристов. Теперь можно не только попасть в заброшенный город, но и подойти к четвертому энергоблоку. Стоит такое «удовольствие» приблизительно 100 долларов (на нынешний курс). По мнению Ирины, это верное решение.

– Почему нет? Остается больным вопрос с мародерами и вандалами. Но я слышала, что Припяти хотят придать статус города-музея. Но все упирается в недостаток средств для содержания объектов.

Кукла в противогазе в столовой школы № 3 Кукла в противогазе в столовой школы № 3

За время поездки Ирина изменила отношение к человеку как венцу творения.

– Посудите сами: ты стоишь на тропинке посреди зарослей молодых тополей – и вдруг тебе сообщают, что ты находишься на стадионе «Авангард». И если пройти чуть левее и сойти с тропинки, можно увидеть полуразвалившиеся трибуны. Становится не по себе: понадобилось всего 30 лет, чтобы довольно большой город практически исчез. 

Это видео снято 32 года назад во время катастрофы на Чернобыльской АЭС (смотреть только со звуком) 

Смотрите еще несколько фотографий, которые сделала Ирина в зоне отчуждения

Городской парк Городской парк

Бассейн "Лазурный". Бассейн "Лазурный".