Всеобщая бобризация сознания. Символ города превращается в огородное пугало

8945
Светлана ГОЛОВКИНА, Фото Александр ЧУГУЕВА.
Ровно 10 лет назад у Бобруйска появился персонаж, претендующий на символ города, – колоритный Бобр Самуилович, памятник которому был установлен у входа на городской рынок. С тех пор хорошим тоном у многих горожан считается не только фотографироваться рядом с достопримечательностью, но и тиражировать различные вариации бобра. За десятилетие фигурки зверька появились в самых непредсказуемых местах Бобруйска, его образ красуется на логотипах предприятий и на дорожных ограждениях. Вот только материальные воплощения некоторых художественных идей превратили символ города в пародию. Туристов, если им доведется увидеть подобные шедевры малой архитектуры, они наверняка позабавят. А вот горожанам предстоит жить со всем этим великолепием не один год.

О двух самых популярных фигурках этих животных в Бобруйске не знает разве что ленивый. Даже туристов первым делом ведут к Бобру Самуиловичу на улицу Социалистическую и к его младшему брату – пижону во фраке на улице Московской, скульптура которого не так давно была отреставрирована. Однако читающего бобра в главном корпусе БФ БГЭУ видели далеко не все. Зубастый красавец гордо восседает в фойе и, судя по всему, символизирует тягу бобруйчан к знаниям. Свое почетное место на деревянной лавочке он занимает, как минимум, три года. Во всяком случае, вахтер этого учреждения Нина Соколова уже застала деревянную скульптуру на своем месте, когда трудоустроилась в БФ БГЭУ в 2013 году.

Бобр в здании БФ БГЭУБобр в здании БФ БГЭУ

– Как я его боялась сначала! – рассказывает Нина Васильевна. – Идешь вечером по фойе, темно, нет никого, а тут какой-то мужик сидит! Потом ничего, привыкла.

В 2014 году, как раз во время фестиваля «Венок дружбы», коллекция деревянных скульптур городского парка пополнилась семейством бобров с монголоидным разрезом глаз. Художественные достоинства этой композиции – отдельная тема. Но тот факт, что глава семейства гордо стоит на центральной аллее в строительной каске, наводит на мысль, что перед нами – типичный гастарбайтер из восточной страны, который перебрался в город на Березине вместе с супругой и детьми. Прекрасная трактовка символа Бобруйска, чего уж там! К счастью, в детском парке бобров нет – там по-прежнему хозяйничают старые добрые герои сказок, которые не вызывают у детей желание спрятаться в ближайших кустах.

Семейство бобров в парке.Семейство бобров в парке.

Чего не скажешь о деревянной скульптуре, которая красуется напротив здания БУКДПОЖФ Ленинского района по улице Советской. Ее смысловая нагрузка вполне понятна – даже бобры в нашем городе должны ратовать за чистоту улиц. Но зверек-дворник с метлой в оранжевой спецовке выглядит настолько удручающе, что воспринимается как издевательство над фетишем, который с маниакальным упорством навязывается бобруйчанам.

Бобр-дворникБобр-дворник

Новость о том, что мастера колледжа имени Ларина изготовили очередного деревянного исполина, облаченного в форму российского генерала, вызвала бурные дебаты у жителей города. Корреспонденты «Вечерки» решили пообщаться с создателями скульптуры и выяснили, что авторы выполняли городской заказ. То есть, бобризация сознания происходит на уровне власти и активно внедряется в массы. И неважно, что некоторые скульптуры вызывают гомерический смех. Так и хочется предложить тем, в чьи светлые головы пришла идея разместить их на городских улицах – поставьте вы этих красавцев у себя в кабинетах! К слову, в зданиях горисполкома, а также администраций Ленинского и Первомайского районов скульптуры бобров как-то не прижились.

Мастер колледжа имени Ларина Василий Войтович признается, что из бревна, которое пошло на бобра, с удовольствием бы вырезал фигурки белоруса и белорусочки. Или – сказочного персонажа.

В мастерской колледжа.В мастерской колледжа.

– Есть же Пушкин, в конце концов, есть герои белорусских сказок, – удивляется Василий Владимирович и добавляет, что если бы не городской заказ, то в трезвом уме и здравом рассудке никогда не взялся бы за скульптуру бобра – этот образ уже успел набить оскомину и ему лично, и многим горожанам.

– Настроение людям нужно поднимать, а не опускать, – считает один из авторов бобра в треуголке. К слову, аналогичная деревянная скульптура другого мастера украшает вход в главный корпус колледжа, где готовят будущих резчиков по дереву и программируют их на то, что бобр-генерал, больше смахивающий на мышиного короля, – образец безупречного художественного вкуса.

Бобр на Крылова.Бобр на Крылова.

Очередного грызуна, который является деревянной пародией на Бобра Самуиловича, удается обнаружить на улице Крылова – зверек радостно приветствует покупателей магазина газового оборудования. Еще один их собрат, которому бы тоже подошло подобное отчество, затесался между двух кувшинов молока на проходной возле ОАО «Бабушкина крынка». Есть в нашем городе и бобр-афроамериканец, который, судя по стильным ботинкам на толстой подошве-«манке» и котелку, является заправским джазменом. Правда, совершенно непонятно, что он делает в Киселевичах, на территории детского сада. Бобр-пожарный в сквере «Юный спасатель» выглядит не менее гротескно. Впрочем, для полета фантазии еще достаточно места – можно создать бобра-фрезеровщика или же бобра-вулканизаторщика, бобра-сантехника и, как апофеоз раскрутки бренда, бобра-тунеядца.

Бобр-афроамериканец.Бобр-афроамериканец.

О том, что собственный символ города – это действительно здорово, шла речь и на ток-шоу «Бабруйск: якім мы хочам бачыць свой горад?» 22 ноября в тайм-клубе «1387». Правда, у присутствующих возник вполне резонный вопрос: а почему именно бобр, и может ли он претендовать на эту роль? Ведь у нашего города богатая история, и символов у него может быть несколько. На том же гербе Бобруйска изображены перекрещенные сосны и корабельная мачта, которые можно с успехом обыграть в скульптурных композициях. Но уж коль тиражируется именно бобр, то делать это следует с умом – городу достаточно пары-тройки фигурок зверька. Но таких, чтобы они были настоящими произведениями искусства.

Бобр СамуиловичБобр Самуилович

Бобруйский художник-керамист Олег Ткачев убежден, что чем больше необычных и интересных скульптур будет в городе, тем лучше, ведь малые архитектурные формы создают особую атмосферу, являются не только уличными украшениями, но и достопримечательностями.

– Только должна быть выдержана какая-то художественная планка. Нужно, чтобы такие скульптуры принимал художественный совет. Если они находятся на частной территории, то это дело вкуса владельца. Но в общественных местах, я считаю, следует все же придерживаться какого-то уровня. Что касается бобра, то когда появилась первая скульптура, это было действительно здорово и интересно. Но когда ее начали тиражировать… Понимаете, сама идея от этого теряется. Это то же самое, что и с праздником 9 Мая, когда все кричат: «Спасибо деду за побед!», но уже никто толком и не знает, что именно мы отмечаем, о чем речь идет.

* * *

Во многих европейских городах есть свои символы – легко узнаваемые и почитаемые местными жителями. Однако солнечные часы в Будапеште, сказочная русалочка в Копенгагене, писающий мальчик в Брюсселе, золотой Штраус в Вене и краковский огнедышащий дракон существуют лишь в единичном экземпляре. И – имеют тысячи уменьшенных копий, которые не мозолят глаза горожанам по причине того, что находятся в сувенирных лавках. В них туристы со всего мира ежегодно оставляют сотни тысяч евро, часть из которых оседает в муниципальных бюджетах. Представить себе, что кто-то из гостей Бобруйска захочет приобрести уменьшенную копию бобра-дворника, сложно.

Бобр на улице Московской.Бобр на улице Московской.

Бобры как декоративный элемент уличных огражденийБобры как декоративный элемент уличных ограждений

Бобр возле колледжа им. Ларина.Бобр возле колледжа им. Ларина.

Бобр-генерал.Бобр-генерал.

В мастерской колледжа.В мастерской колледжа.

"Молочный" бобр.

Бобр-пожарный.Бобр-пожарный.