«Кого-то ты мне все-таки напоминаешь»
48 лет назад, во второй половине января 1977 года, вышел в свет десятый студийный альбом группы «Pink Floyd», который называется «Animals» («Животные»). Диск был высоко оценен музыкальными критиками и поклонниками (которых и в Могилеве того времени, мягко выражаясь, хватало: Алик Кузькин не даст соврать).
Существует версия, что концепция пластинки базируется на повести Джорджа Оруэлла «Скотный двор». В текстах композиций группы описываются различные классы братьев наших меньших: собаки, свиньи, овцы, что наводит на мысль о параллели между животными и людьми.
Одним словом, пластинка может служить выразительной звуковой иллюстрацией моральной деградации общества, в котором люди своими поступками очень напоминают вышеотмеченных четвероногих.
К тому времени, как этот знаковый диск появился в Могилеве (что произошло уже ближе к лету 1977 года), автор текста по разным причинам утратил интерес к собирательству виниловых пластинок и довольствовался в основном магнитофонными записями. Правда, когда я у кого-то, уже не помню, переписывал «Animals» (как водится, за три полновесных советских рубля), то в первую очередь меня заинтриговала фотография на конверте. Тем более, что метафорические нюансы текстов песен были нам тогда совершенно неведомы. И тем более после двух предыдущих сногсшибательных именно в музыкальном отношении дисков «Пинк Флойд»: какие уж тут тексты и смыслы…
Сработал подсознательный интерес
Так вот конверт пластинки, на котором была изображена, как мне показалось тогда, какая-то котельная, сразу заинтриговал. Может быть, сработал подсознательный интерес, вызванный тем, что я в то время жил в четырехэтажном доме по улице Лазаренко, отапливаемым котельной с кирпичной квадратного профиля трубой.
Гораздо позже, будучи в 1998 году в Лондоне, я узнал, что на пинкфлойдовской картинке красуется лондонская угольная электростанция Баттерси, снабжавшая город электроэнергией с 1930 года. В 1983 году ее закрыли.
А еще, при первой встрече с пластинкой 48 лет назад, я сразу и не обратил внимания на парящую между трубами надувную свинью , которая позже стала брэндом группы. Свинью изготовили в Германии на заводе по производству аэростатов и доставили в британскую столицу.
В день фотосъемки ее попытались надуть, но не сумели. Отложили операцию на завтра. На следующий день все получилось, сделали отличные снимки, но потом неожиданно налетевший сильный ветер оторвал свинью, и она улетела. Дело в том, что на второй день не явился снайпер, который должен был сбить надувную хрюшку. Впустую проторчав в первый день, он решил, наверное, больше себя не утруждать. Свинью вскоре нашли в нескольких десятках километров от Лондона и вернули хозяевам. Естественно, за вознаграждение.
Только из окна автобуса…
Любому поклоннику «Пинк Флойд» надо быть в некотором роде свиньей, чтобы, побывав в Лондоне, не побывать возле Баттэрси, подумали, наверное, некоторые из вас. Согласен. И со мной именно такая «свинская» штука произошла. График посещения всевозможных достопримечательностей был такой плотный, что электростанцию я видел только проездом из окна туристического автобуса. Даже фотоаппарат не успел достать. Она мелькнула на несколько секунд и растаяла в лондонском тумане. В отличие от тех впечатлений, которые по сей день живы, благодаря волшебной музыке «Pink Floyd».