«АсмартСервис» – официальный сервисный партнер МТЗ, МАЗ, «Гомсельмаш», ММЗ и других производителей автотехники и моторов, а также БЕЛДЖИ (Geely). Встречи производителей специальной и грузовой техники с ее потребителями в «Асмарте» уже стали традиционными. Здесь знакомятся с новинками техники и законодательства, обсуждают проблемы, ищут пути их решения.
– Хорошая традиция, уже даже ждем встречи, – сказал в самом начале семинара замначальника управления сервиса МТЗ Виталий Скрудь. – Предприятие «Асмарт» развивается, потребителей всё больше. И мы вместе с «Асмартом» начали развивать филиал в Кричеве, тот регион заинтересован.
– Мы (Минский тракторный) перешли на другие условия работы со своими сервисными центрами – раньше было что-то вроде «абонементской платы» на год, теперь МТЗ оплачивает гарантийные работы по факту, в зависимости от объёма работ. Работаем с 17 сервис-центрами – два не подписали изменения, одного нестабильного помогает заменить «Асмарт», за что ему огромная благодарность. В планах и развитие собственных сервис-центров МТЗ, где есть возможность – начнем с Гомельской области, с площадок Мозырского машиностоительного завода и Наровлянского завода гидроаппаратуры. Проблема сейчас в основном с кадрами. А в остальных местах, где благонадежные партнеры, где-то что-то им предложим, где-то пойдем навстречу.
И тут же пошли вопросы из зала, которые разрослись в долгую бурную дискуссию. Заместитель директора «Бобруйских электросетей» Сергей Камнев интересовался, можно ли заключить договор на обслуживание купленной в Мозыре техники не с тем сервис-центром, который рекомендовал продавец, или проводить техобслуживание и ремонт самостоятельно, если в договоре не предусмотрено обязательное заключение договора с конкретным сервис-центром?
– Другие организации тоже предоставляют технику МТЗ, и разрешают обслуживать самим. Должна быть конкуренция.
– Ответственным за сервисное и гарантийное обслуживание является производитель, – отвечал Виталий Скрудь. – Он может сам выполнять эти работы, а может предлагать аттестованную организацию, передавать обслуживание своим сервис-центрам – это нормально. Если в договоре это не прописано, нужно делать дополнение к договору, где всё будет четко указано. И что производитель там пропишет – то будет его ответственность.
– Вы можете вообще не производить ТО, но тогда не будет гарантийного обслуживания в случае поломки, – вступил представитель Минского моторного завода.
«Электросети»: – Фильтры менять в любом случае мы можем и сами – но как доказать, что мы это сделали, и фильтр поставили правильный? Чтоб нас потом не объявили виноватыми.
– Вышли из строя два трактора на новых моторах, а такие же трактора в таких же условиях работают с 2009 года, – добавил главный инспектор Бобруйского Гостехнадзора Александр Сапега. – Установили причину: пылевой износ. Но дальше появился вопрос, что же причиной износа – недостаток заводской или неправильное обслуживание? Этот вопрос до конца не решен. Я считаю, что заводской недостаток.
ММЗ и МТЗ усомнились в правомерности такого вывода, посчитали экспертизу недостаточной. Начальник отдела сервиса Минского моторного завода Руслан Кемежук напомнил, что не все фильтры от официального производителя одинаково полезны – для техники ММЗ нужны именно с маркировкой ММЗ, они отличаются от розничных того же производителя.
Управляющий «Асмарта» Александр Борисенко постарался завершить дискуссию:
– Нужна или полная экспертиза в независимой организации, или давайте работать вместе и договариваться.
– Некоторые ставят дешевые китайские фильтры, а потом недовольны, что им отказывают в гарантии, – продолжил тему уже в своем выступлении Руслан Кемежук. – Но если явно виден дефект завода, мы пойдем навстречу, даже если фильтр стоял не наш. Если не виден – извините.
– Так же потребителю по его заявлению даем подменный двигатель. В подменном фонде они находятся не больше двух лет. И если подменный двигатель устраивает – снимать его не надо, пишите заявление и оставляйте себе.
Также ММЗ рассказал, что его 166 сервисных центров в Беларуси и за границей делятся на три категории. 1-я – если ремонт и обслуживание продукции ММЗ проводится только в составе конкретной техники, например МТЗ. 2-я категория – кто работает со всей продукцией ММЗ. Таких центров большинство, им компенсируется замена запчастей и выезд специалистов. 3-я – кто может делать особо сложный ремонт, и получает скидки на запчасти, такой пока только один в Тюмени.
– Вся наша техника считается гарантийной, – подытожил начальник отдела сервиса ММЗ, – вне зависимости, встал покупатель на сервисное обслуживание или не встал. Но даем список центров, куда можно обращаться за экспертизой.
– Раньше МТЗ предоставлял гарантийный ремкомплект только на энергонасыщенную технику, сейчас даем на всё, – продолжил “тракторные” новости Виталий Скрундь. – Движок WEICHAI зарекомендовал себя очень неплохо. А вообще все знаем новые условия, торговые ограничения – поэтому ищем новых поставщиков. Например, будет гидравлика Bosch из Китая. Но есть и безальтернативные позиции.
Представил свою новую технику «Гомсельмаш». И сразу получил просьбу вернуть на комбайны прежнюю лестницу, «а то с новой алюминиевой легко упасть».
– Там кроме крюков для подвешивания есть направляющие, – уточнил первый заместитель начальника управления технического и сервисного обслуживания Дмитрий Котлобай. – Если правильно повесить, она не будет «танцевать». Я сам постоянно лажу по этим лестницам. Но просьбу передам, рассмотрят.
Новинки грузовой техники МАЗ представил конструктор предприятия Геннадий Григорович – изменили подвеску, ввели дистанционное управление тентом и т.д. А начальник бюро выездного сервиса Александр Батуревич рассказал о сервисной сети МАЗа в стране:
– Сейчас у МАЗа 78 станций и еще 3 в заявке. Они получают скидку 15%, МОЗ компенсирует буксировку, выезд специалистов. А на «горячую линию» можно звонить даже ночью. Обслуживатся и ремонтироваться можно в любом сервисцентре, в ближайшем к потребителю. Это сельхозтехника привязана к месту, комбайн не поедет на ремонт за сотню километров – а грузовики сами ездят по всей стране, и везде должны получить обслуживание.
Но и тут у участников возник вопрос о географии сервис-центров:
– Например, в Могилеве их 3, а в Бобруйске 5. Но некоторые ж, как автопарки, работают только со своей техникой.
В белорусской технике сейчас часто используются моторы российского Ярославского завода, выступил и начальник отдела гарантии и сервиса «ЯМЗ-БР», регионального дилера ЯМЗ, Владимир Исаханов.
– МТЗ тестирует новый двигатель, остальные уже работают. Был отказ, но там почему-то не смогли предоставить документацию о том, когда и как проводилось обслуживание.
И снова и снова разгорались активные обсуждения. На которые никто не был в обиде.
– Приятно удивлен жаром дискуссий, – признался управляющий «АсмартСервис» Александр Борисенко. – Это полезно. Мы сами прошли период непонимания с переходом на оплату по факту, сейчас выстраиваем процесс, всё идет нормально. Вопрос только в укомплектовании кадрами.
– Мировая практика такова, что организации сельского хозяйства и сервисные центры должны находиться в радиусе 70км, – напомнил Александр Борисенко. – Вы можете сказать, что я преследую свои интересы, хочу “подмять” под себя Гомельскую область. Но ведь одно дело доехать в Рогачев из Бобруйска – что тут ехать, – и совсем другое из Гомеля или Буда-Кошелёво. Потребителям же будет проще.
А встретиться в следующий раз Александр Борисенко предложил в Кричеве, где уже открылось региональное представительство «Асмарта». Оно будет обслуживать технику МАЗ, Гомсельмаш и другую для потребителей также из Мстиславля, Климовичей, Костюковичей, Хотимска, Черикова и Чаус. А с МТЗ работает уже.
– Два года я “качал” этот регион, слава Богу, нашлось, где приткнуться.
– Да, сложный регион, – подтвердил МТЗ.
– Там пока не хоромы, но есть откуда стартануть. И потребителям приятно, когда сервис рядом, и не нужно мотаться по стране. Весной встретимся в Кричеве!