«Курсантам Бобруйского военно-тракторного училища». История одного памятника

7245
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Этой весной, готовя очередной репортаж, корреспонденты «Вечерки» на левом берегу Березины случайно обнаружили мемориальный знак в память о погибших курсантах военно-тракторного училища, которые летом 1941 года несколько дней держали вдоль реки оборону.

Выяснилось, что мемориал является неофициальным, а установил его около десяти лет назад житель улицы Береговой Михаил Казаченок, который дождливым апрельским днем согласился побывать с нами у памятника и рассказать историю его возникновения.

Если не знать, что именно здесь, напротив гребной базы, установлена скромная плита погибшим мальчишкам, то обнаружить ее совсем не просто. На бетонном основании – искусственные цветы, выгоревшие от времени. Михаил признается, что знак сделал своими руками – отлил на одном из предприятий города, а потом вместе с сыновьями лодкой переправил на другой берег реки и установил. Говорит, что раньше была еще скромная оградка из цепей, но сейчас от нее остались лишь четыре колышка – видимо, кто-то позарился на металл и сдал в пункт приема вторсырья.

– Это место мне еще в детстве показал отец – он застал войну ребенком и знал не понаслышке, что тут происходило. Я место запомнил, а потом вот поставил памятник, – рассказывает наш собеседник.

В свое время он расспрашивал не только отца, но и соседей, которые хорошо запомнили конец июня 1941 года, когда в город вошли немецкие войска, искал информацию о Бобруйском военно-тракторном училище в различных источниках. В итоге из обрывков полученных сведений сложилась картина, которая и сегодня, спустя более 75 лет, навевает ужас.

История учебного заведения с довольно странным в наши дни названием началась в 1939 году в Осиповичах. Правда, тогда училище было пехотным и просуществовало чуть больше года, а затем было реорганизовано и передислоцировано в Бобруйск. Как раз за несколько недель до войны состоялся его первый выпуск – погоны командиров взводов надели девятнадцатилетние защитники родины.

… Немецкие моторизированные войска в последних числах июня 1941 года насквозь прошли Бобруйск, практически не встретив сопротивления – советские части к тому времени уже покидали город. Уходили через титовский мост, за которым начиналась дорога на Рогачев. Прикрывать их отход и было поручено курсантам военно-тракторного училища, которое в то время располагалось в казематах Бобруйской крепости. По воспоминаниям одного из участников обороны, Никодима Басова, сын которого поделился рассказом отца на страницах виртуального Исторического клуба Беларуси, курсантам выдали винтовки, с десяток патронов на каждого и приказали окапываться. К слову, следы окопов до сих пор можно найти на левом берегу Березины, где много лет назад развернулась кровавая драма. С правого берега диспозиция оборонцев не только прекрасно просматривалась, но и простреливалась, поэтому многие курсанты так и остались лежать в окопах.

Все три моста через Березину к тому времени были взорваны, однако немецкие войска к 30 июня организовали свою переправу, на которой вскоре появились танки дивизии Гудериана. «Курсанты молча смотрели на происходившее, понимая, что стрелять из винтовок по танкам бессмысленно… Они беспрепятственно двинулись по шоссе в сторону Рогачева. А курсанты… бежали рядом с танками по обочине шоссе и только метров через 500 сообразили, что надо свернуть в лес», – делится воспоминаниями отца Александр Никодимович Басов. Его слова подтверждает и Михаил Казаченок: курсанты живой цепью пытались противостоять танкам, но силы оказались неравными.

Михаил утверждает, что и сегодня на левом берегу Березины покоятся останки курсантов, имена которых так и не установлены. Ведь оставшиеся в живых после обороны левобережья попали в действующие части армии, многие из них погибли во время войны.

– Там путаница получилась. Пытались найти информацию о тех, кто здесь похоронен, но не удалось, – рассказывает Михаил.

По его словам, руководитель поискового отряда «Обелиск – 92/1» Сергей Порозов даже делал запросы в Омский танковый инженерный институт имени Маршала Советского Союза П. К. Кошевого, который после войны стал преемником военно-тракторного училища, но и там не смогли предоставить сведения о погибших.

– Вот здесь, где сейчас стоит обелиск, сразу после войны местные жители поставили памятник. Я его уже не застал, но отец рассказывал, что тут на пригорке есть захоронение курсантов, – вспоминает Михаил. – Я и решил восстановить мемориал, а то приезжают люди отдыхать, готовят шашлыки и даже не подозревают, что ходят по костям. Надо было как-то это место обозначить.

Руководитель поискового отряда «Обелиск – 92/1» Сергей Порозов рассказал корреспонденту «Вечерки», что на левом берегу Березины, предположительно, существует два временных захоронения.

– Они уже включены в план раскопок, которые проводятся военнослужащими 52-го отдельного специализированного поискового батальона, – сообщил Сергей Порозов.

– А кто приносит к мемориальному знаку букеты? За ним кто-то специально ухаживает?

– Нет, но многие сюда приходят, когда отправляются в походы или на экскурсии. Вот и оставляют цветы.