Пьеса с непредсказуемым финалом

2647
Владимир РЕПИК. Фото Александра ЧУГУЕВА и из соцсетей.
Почему на сцене бобруйского театра редко ставятся произведения бобруйских авторов?

54-летний Александр Винников работает воспитателем в бобруйской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Женат, воспитывает трех сыновей. А в свободное от работы и семьи время пишет — тексты песен, фантастические рассказы, пьесы. Семья его в этом хобби поддерживает. И признание уже есть: некоторые произведения Александра публиковались не только в бобруйской прессе, но и в российском журнале фантастики «Млечный путь».

Александр Винников с сыном.Александр Винников с сыном.

А еще у Винникова давно написана пьеса — «на бобруйскую тему», как говорит сам автор. И называется она, к слову, вполне по-бобруйски — «Шура Балаганов». Лет пять назад он принес свое творение в бобруйский театр с надеждой на постановку, и с тех пор о судьбе пьесы ничего не слышно.

— Я отдавал пьесу режиссеру театра Максиму Сохарю, — рассказывает Александр. — Он тогда только пришел в театр, молодой, талантливый, мы с ним созвонились, встретились, отдал ему эту пьесу в надежде, что посмотрят, прочтут, поставят… Через месяц встречаемся, он говорит: да, хорошая пьеса, будем ставить, я вам позвоню. Проходит еще время, я сам позвонил, и начались обещания. Потом выходит постановка по пьесе Валерия Алексеева «Серебряные крылья», а я с Валерой хорошо знаком. Он мне и рассказывает, что в театре чуть ли не ночевал, и если бы сам не «пробивал», никто бы ничего не поставил. Прошлым летом снова встретились с режиссером в кафе и снова он говорит: надо музыку написать, и все, поставим. А до этого он взял с меня разрешение на первую постановку моей пьесы именно в нашем театре.

— Так много шума вокруг еще не поставленной пьесы! А о чем она, кстати?

— По сути, откуда она возникла. Скульптура Шуры Балаганова — наша с Валерой Алексеевым идея. Мы «закинули» ее директору «Водоканала» Олегу Титову, и когда пришли в Бобруйск «Дожинки», отрыли памятник бобру, надо было что-то и с нашим «Шурой» делать. Связались с известным белорусским скульптором, к сожалению, ныне покойным, Владимиром Жбановым, даже несколько вариантов скульптуры было сделано. И тогда же я написал пьесу «Шура Балаганов». Пьеса о том, как собираются герои «Золотого теленка» и «12 стульев» и ищут Остапа Бендера. По большому счету, пьеса о Бобруйске, о городе, который так нравится героям. В пьесе много песен, можно было бы даже и мюзикл сделать. Может, Сохарь испугался сложной постановки? Не знаю.

Главный режиссер Могилевского областного театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича Максим Сохарь.Главный режиссер Могилевского областного театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича Максим Сохарь.

Максим Сохарь: «На сегодняшний день к такому роду проектов мы не готовы»

Конечно же, мы не преминули узнать, испугался ли Максим Сохарь пьесы «Шура Балаганов» у самого главного режиссера Могилевского областного театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича.

— Пьеса Винникова подразумевает серьезные финансовые вложения, — считает Максим Сохарь. — Там просматривается заявка на интересный музыкальный спектакль, но для того, чтобы он состоялся таким, каким нам хотелось бы, нужны немалые финансы. К этому вопросу нельзя подходить с пустым кошельком и спустя рукава. Нужно привлечь серьезные профессиональные творческие ресурсы, хореографию и все остальное, чтобы получилось профессиональное, серьезное, красивое зрелище. На сегодняшний день к такому роду проектов, я скажу вам, мы не готовы. В любом случае работа и переговоры ведутся, поэтому перспективы у пьесы есть. Нужно ждать.

— Максим Юрьевич, любой автор может принести в театр свою пьесу? И есть надежда, что ее поставят?

— Хочу отметить, что нам очень радостно, что пишут, потому что в Бобруйске живут люди, которые неравнодушны к театру, которые его любят. Прекрасно, когда эта любовь выливается в создание какого-то произведения, это здорово! Что касается постановки… В мире существует огромное количество разных пьес, они все прекрасны, и каждая вправе рассчитывать на то, что она будет поставлена, если не сегодня, то через пять, десять, пятьдесят или сто лет. Но искусство театра очень сложно в том плане, что пьесу должен найти «ее» режиссер, который увидит в этих буквах будущий спектакль — это первое. Второе — всем известна аксиома, что если в театре нет актера, который сыграет Гамлета, то не надо брать для постановки «Гамлета». Поэтому перед режиссерско-постановочной частью стоит ответственность: как не испортить интересный драматургический материал? Действительно, на моем столе сейчас лежит несколько пьес, которые я уже давно рассматриваю со всех сторон на предмет их постановки, но, к сожалению, факторы, которые приведут к успешному спектаклю, на сегодняшний день воедино не слились. Ведь, что может себе позволить театр народный, непрофессиональный, то театр профессиональный себе позволить не может! Просто схватить пьесу и сделать ее иллюстрацию на сцене — это не то. И потом, знаете ли вы, что все, кто пишет пьесы, рассчитывают на то, что их материал будет поставлен в театре, причем, непременно и обязательно! Но, в любом случае, право выбора пьесы остается за режиссером.

Директор Могилевского областного театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича Вероника Винель.Директор Могилевского областного театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича Вероника Винель.

Вероника Винель:«На очереди стоит огромное количество достойных пьес, и этого нам хватит до 2017 года»

— Вероника Александровна, вот, есть хорошая пьеса, но, как говорит режиссер, для постановки нужны серьезные деньги. Где их может театр взять? Как вообще распределяется театральный бюджет?

Директор Могилевского областного театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича Вероника Винель:

— У нас есть годовой план. Финансирование премьерных спектаклей и спектаклей вообще проводится по запланированной линии, часть денег выделяется из городского бюджета, другая часть — наша собственная. Ее мы покрываем за счет продажи билетов на спектакли, представления, детские сказки. Какова стоимость костюмирования одного спектакля? Конкретного прайса нет, все зависит от очень многих факторов, таких, как, например, в каком веке происходит действие, в какой стране, сколько действующих персонажей. Бывает так, что костюмирование спектакля обходится в 50 миллионов рублей, а бывает, что и 200 миллионов не хватает.

В нашей труппе — 35 актеров, и, на мой взгляд, они очень талантливые, разноплановые, способные сыграть практически любой образ и выполнить поставленную задачу. В течение театрального сезона мы должны представить публике 8 премьерных постановок.

Что касается пьесы, о которой вы говорите, мне никто ничего о ней не говорил. Нельзя объять необъятное, репертуар театра просто колоссальный, на очереди стоит огромное количество качественных, достойных постановки пьес, и этого нам хватит до 2017 года.