В соответствии с постановлением Совета Министров и Национального банка от 6 июля 2011 года №924/16 юридические лица и ИП, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги в объектах, и (или) при осуществлении определенных видов деятельности при приеме платежей в свой адрес используют платежные терминалы. Перечень таких видов деятельности и объектов определен приложением 1-1 к постановлению.
Кому нужен терминал?
С 1 июля 2025 года этот список расширяется. В их числе будут:
- разносная торговля;
- оказание услуг и продажа в поездах городских, региональных, межрегиональных, международных, коммерческих линий товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) в ассортименте, утвержденном государственным объединением «Белорусская железная дорога»;
- торговля с доставкой товаров на дом операторами почтовой связи и электросвязи, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг.
Также это касается:
- выполнения работ, оказания услуг вне постоянного места осуществления деятельности;
- автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобилей-такси);
- объектов бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену;
- к оказанию от имени дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств услуг по приему заявлений о выдаче визы для въезда в государства с визовым режимом.
Что такое платежный терминал?
Платежный терминал – программное или программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание услуг в соответствии с законодательством и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских карточек и иных инструментов с последующим формированием платежного документа. Это понятие допускает широкую трактовку. При оплате за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги покупатель сканирует QR-код посредством мобильного приложения на своем устройстве. Происходит формирование платежного указания и инициирование платежа с использованием программно-технического средства (мобильного устройства и приложения), являющегося в данном случае платежным терминалом.
«Таким образом, выполнение юрлицами и ИП обязанности по использованию платежного терминала в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1-1 к постановлению №924/16 не подразумевает обязательное приобретение и использование платежного терминала. Можно также использовать программное обеспечение, позволяющее принимать безналичные платежи», – подчеркнули в МНС.