Краткое содержание предыдущей части: одним из ярких представителей могилевской клоунады был Жан (Евгений) Мельников – актер, режиссер могилевского театра глухих «Шестое чувство», организатор уличного движения в авангардных тусовках Могилева, Минска и Санкт-Петербурга.
Жана не стало 12 июня 2015 года. Наш разговор с ним состоялся, когда он уже находился в больнице и знал, что ему осталось немного…
Театр-студия глухих «Шестое чувство»
В театре глухих «Шестое чувство» Жан Мельников работал с весны 2010 года. Спустя почти десятилетие интересно посмотреть и вспомнить ту могилевскую жизнь сегодня. Вот что Жан рассказывал об этом времени:
– Я собирался сделать спектакль на одного себя и уехать в Европу. Нужно было найти место, где мог бы репетировать. В итоге решил обратиться в Дом культуры при заводе «Метиз». Там работают люди с нарушением слуха. Денег платить за аренду у меня не было, единственное, что мог предложить, – поделиться тем, чем обладаю: научить артистов пантомиме и клоунаде.
Ребята приняли меня сразу, потому что я пришел к ним с открытой душой. Глухие, пусть они и взрослые, на самом деле, как дети. Но с другой стороны, именно поэтому с ними легче работать: они не настолько социализированы, как слышащие, и не обременены таким количеством ненужной информации. Образ жизни ведут семейный: почти все живут в общежитии рядом с ДК. И мы с женой после репетиции часто отправлялись к ним, собирались на кухне и разговаривали. Очень сроднились с ребятами, хотя слышащих они в основном сторонятся. Сказали нам как-то: «Вы, хоть и слышащие, но такие же, как мы». Вообще глухие иногда друг дуга не понимают, не то, что слышащего человека. На все смотрят через свою призму восприятия.
С глухими я открыл для себя новую режиссуру: просто наблюдал за ребятами и старался исходить из особенностей артистов. Научился этому у моего друга – хореографа Славы Игнатьева. Один из главных методов его работы – когда нет выполнения трюка, нет принципа «але-ап», а есть свободное движение в пространстве. Люди после его уроков движутся фантастически пластично, но происходит это подсознательно. Я старался идти с моими артистами той же тропой: через естество, через их мир. На основе такого «свободного движения» с театром «Шестое чувство» мы поставили пластический спектакль «Помощь свыше».
Мне всегда хотелось не только рассмешить людей, но и сказать им о важном. Я сам ставил клоунские номера на философско-духовные темы, а со временем задумал полноценную постановку.
Наш первый спектакль «Жизнь прекрасна» создавался специально под глухих: он в основном построен на пластике и пантомиме. Это спектакль о любви, доброте, смысле жизни, милосердии. О том, что не все в жизни так скверно, как нам иногда кажется. И если внимательно приглядеться, вы поймете, что жизнь прекрасна.
Весь спектакль «Жизнь прекрасна» без перерыва звучит разнообразная музыка, чтобы слышащим тоже было интересно. Но я никак не думал, что подбирал фонограммы и для наших глухих ребят. Однажды они подошли ко мне и заявили, что начали «слышать» музыку, что она разная по ритму и характеру.
Глухие актеры в гостях у «Лицедеев»
– «Жизнь прекрасна» мы показали в Беларуси и в России. Первым делом поехали в мой любимый Санкт-Петербург. Съездили в гости к друзьям и соратникам в художественную мастерскую «3/14», поучаствовали в шоу «Зоолёт» в городе Пушкине и в фестивале уличных театров в «Елагин-парке».
Первая поездка в Петербург для ребят была шоковой: они до этого никуда не выезжали, тем более в Питер. А тут столько всего! Конечно, ребята мечтали познакомиться с театром клоунады «Лицедеи». Я позвонил Анвару Либабову, одному из ведущих лицедейцев. Анвар предложил нам приехать на спектакль. Но получилось, что мы задержались в метро и опоздали. И каково было наше удивление, когда увидели, что «Лицедеи» не начинали спектакль – ждали нас! Вообще клоуны к глухим артистам относятся очень трепетно. Тем более у «Лицедеев» когда-то были свои глухие актеры. Поэтому успех в общении у нас уже был обеспечен.
Там же в Петербурге вместе с «Елагин парком» мы задумали провести фестиваль уличных театров. «Парк» дал добро, ребята из мастерской «3/14» сделали разработку, и мы поехали в Петербург снова. Потом были Ярославль, Тула, Выкса, Минск...
Как-то раз я пообещал, что спектакль «Жизнь прекрасна» мы сыграем на сцене нашего драматического театра. А я если что-то затеял, то серьезно отношусь к этому вопросу. Мы устроили в городе маленький фестиваль невербального искусства: арендовали театр, пригласили друзей из Санкт-Петербурга – «Театр, имени которого называть нельзя», из Минска приехал с выступлением и мастер-классами Слава Иноземцев, выступила «Артель комедиантов». А в конце фестиваля наши ребята показали спектакль «Жизнь прекрасна». В драмтеатре был почти аншлаг.
За эти годы с театром «Шестое чувство» мы также поставили спектакли «Прогулка для недушевно больных» и «Ирония любви». А сейчас собираемся работать над спектаклем «Красный день календаря» обо всех праздниках в календаре. Это будет постановка об умении человека создавать себе праздник каждый день, о превращении обыденной жизни в карнавал событий... Ведь жизнь - это не то, что с тобой происходит, а то, как ты к этому относишься.
Клоуны среди нас
– Несколько лет назад с режиссером ярославского театра «Дети улиц» Мариной Акишиной мы затеяли серию уличных фестивалей по Беларуси. Собрали в Минске инициативную молодежь и сказали: «Ребята, в вашем городе скоро пройдет фестиваль уличных театров». Они спросили: «Когда?» Мы ответили: «Когда организуете, тогда и пройдет».
Дали им общую форму организации, показали направление, куда двигаться. И вот фестивали уже прошли в Минске, Гродно, Витебске… Появилось много людей, которые хотели бы проявить себя, показать свое необычное творчество. Движение стало разрастаться.
Когда я загорелся идеей сделать фестиваль в нашем городе, поначалу у меня не складывалось с организацией. Но как-то мне предложили поработать с молодежью, только начинающей осваивать уличное искусство. Так организовался арт-проект «Вместе». А в 2014-м году в сквере драмтеатра мы провели первый фестиваль: приезжали «Дети улиц» из Ярославля, артисты из Тулы, минские ребята.
Хотелось бы, чтобы уличное движение в нашем городе не затихало, а ширилось, ведь оно привносит в наши скучные будничные дни праздник и помогает людям посмотреть на мир другими глазами.
Искусство перевоплощения
– Классика уличного искусства – это когда в действе могут поучаствовать и проявить себя прохожие люди. У меня есть спектакль, который я сделал на одного себя: «Этот безумно разумный мир». Я – художник – стою в центре круга (зрителей), и рисую из людей картины о жизни, любви, взаимоотношениях, об агрессии, о человеческих порывах, страстях... Люди сами это играют – я им только немножко помогаю. Ведь актерские способности в некоторой степени – условность. Все мы немного актеры, а жизнь – театр, и каждый день мы играем по нескольку ролей.
Для меня улица – место, где я могу разговаривать с людьми откровенно. Но это возможность не просто разговаривать, а донести до зрителя мысль, которая беспокоит меня как человека. Я люблю синтез. Когда стирается грань между актером и человеком, когда ты не изображаешь из себя героя, когда ты такой, какой ты есть на самом деле. Если делить на эти категории: артист, комедиант, клоун, творческий деятель, то я уже ушел от этих разграничений – все для меня слилось в одно целое. Это образ жизни. Я в любой момент могу остановиться на улице, перевоплотиться в какого-либо героя и начать общаться с незнакомыми людьми, если вижу назревшую ситуацию или есть внутренняя потребность. Вначале люди, конечно, не понимают, что происходит, потому что в последнее время такие перевоплощения случаются все чаще без дополнительной атрибутики: без костюма, без грима. Обыкновенный человек – и вдруг разыгрывает ситуацию.
В Могилеве я иногда хожу в костюме Ленина по городу. Люди узнают, завязывается общение, дружеские перепалки с анекдотами. Был один чудак, который на полном серьезе говорил, что вот, дескать, из-за тебя произошла революция, это ты во всем виноват. Я, конечно, всегда свожу все в шутку. Говорю ему: «Конечно, легко обвинять одного человека, а я же был не один, нас целая команда была. И главное – куда смотрел народ?»
Однажды в образе Ленина я шел по Ленинской улице с моим племянником, изображавшим Феликса Эдмундовича Дзержинского. Гремела музыка... Какая-то женщина на негативе начала высказывать музыкантам, что не очень хорошо шуметь на улице, мешать пожилым людям. Я затеял беседу с ней. Мы мило поговорили, расстались друзьями. Оказывается, женщине просто необходимо было общение. Когда мы с ней начали говорить о жизни, о молодости, она забыла свои претензии. Человеку иногда может быть необходима просто дружественная беседа, и неважно, что это будет чужой человек.
Послесловие
– Я работал в разных театрах, в разных городах, на разных мероприятиях. И часто сталкивался с тем, что люди не говорят правду. Мне очень не нравится, когда актеры выходят на площадку, играют для детей спектакль о радости, добре, милосердии, а после напиваются и бьют друг другу физиономии. Мне всегда хотелось, чтобы я был на площадке такой же, как и в жизни. Я к этому долго шел и, думаю, добился насколько смог. Мои ребята не дадут соврать.
Если человек понимает и знает, что вся жизнь строится на любви, для него многие вопросы отпадают. Но что сейчас люди поднимают под словом любовь? Сейчас для многих это синоним наслаждения и удовлетворения своих желаний. А любовь – это другое. Это не страстное чувство, а умиротворенное, когда ты ощущаешь единство со всем происходящим в жизни. И Господь нам помогает – постоянно посылает примеры, чтобы мы могли хоть чуточку представить, как устроен мир. Чтобы мы не ковырялись в нем, не резали его на составные части. Посмотрите на цветущую яблоню – в ней столько всего написано! Все простое – гениально. И усложненный мир, который нам преподносится, только помеха человеку, отвлечение от главного.
Помните, как у Сент-Экзюпери? «Самое главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Главное, кто мы, и для чего мы, и во имя чего все это затеяно. Я не могу ответить на эти вопросы, но могу только подвести людей к ним. Что я и пытаюсь делать в качестве режиссера и актера.