Последнее слово написано без кавычек намеренно. Да будет вам известно, что среди привычных нам деревьев два вида – робиния лжеакация и клен ясенелистный – отнесены к так называемым инвазивным, т.е. чужеродным видам. Оба растения родом из Северной Америки, где они произрастают в природных условиях.
Впервые в Европе они появились в XVII веке, и с тех пор получили широкое распространение благодаря своей неприхотливости, ускоренному росту и устойчивости к вредителям. В городах их использовали для быстрого восстановления зеленых насаждений. Для урбанизированной среды они стали привычным элементом зеленого ландшафта.
Однако в исключительной живучести как раз и состоит проблема интродуцентов. Вырываясь из городских кварталов, с пустырей и свалок в окрестные леса, инвазивные растения подавляют другие биологические виды, катастрофически уменьшая биологическое разнообразие.
Так например, ботаники считают, что опавшая листва клена ясенелистного настолько едкая, что вытесняет дубравы. А в пойменных лесах полностью останавливает возобновление ив и тополей. Кроме того, в период цветения (начало мая) пыльца мужских экземпляров является сильным аллергеном и вызывает у людей поллинозы («сенную лихорадку»).
Робиния лжеакация растет быстро, особенно до 10 лет. Ежегодный прирост может составлять 60-80 см. В наших условиях к 30 годам она достигает высоты 10 м и более. А живет это дерево до 300 лет. Робиния устойчива к засухе, морозам и нетребовательна к почве. В окрестностях Бобруйска сильно зарастает робинией пойма Березины, не оставляя шансов для других деревьев.
С недавних пор инвазивным видам объявлена настоящая война. Их перечень установлен постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.11.2008 №106 «О некоторых вопросах регулирования интродукции и (или) акклиматизации растений».
А с 2016 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 №1002 «О некоторых вопросах регулирования распространения и численности видов растений» установлен упрощенный порядок удаления древесных инвазивных растений. Теперь достаточно лишь составления акта о месте их произрастания.
Вроде бы ситуация понятна – à la guerre comme à la guerre. Но если борьба с интродуцентами в природных комплексах не вызывает сомнений, то «военные действия» против «захватчиков» в городах граничат с варварством. Ведь значительная часть зеленых насаждений Бобруйска может оказаться неправильной породы.
25 мая в сквере у памятника воинам-интернационалистам на пересечении Интернациональной и Социалистической корреспондент «Вечерки» стал свидетелем удаления целой посадки из шести деревьев (5 робиний и 1 клен). Бумаги у коммунальщиков в порядке. Имеется акт комиссии с необходимыми подписями и ссылкой на законы. Тут без претензий.
Но стало ли это место красивее после избавления от «пришельцев», под сенью которых выросли жильцы окрестных домов? На этот счет имеются большие сомнения. Станет ли красивее многострадальный сквер Трудовой Славы на Минской после предстоящей тотальной «чистки» от робиний, из которых он состоит едва ли не на половину? Вопрос оставим открытым.