«У меня фанатичное стремление к порядку. Мне хочется контролировать каждую минуту и каждое свое действие. Если не получается – это меня расстраивает. Я пишу постоянные списки, чек листы, задачи. Изучаю теорию, но к действию не прихожу. Убеждение – все должно быть идеально, либо никак. Как это изменить?» (Юлия, 21 год).
Отвечает частный практикующий психолог-психотерапевт Ирина Горовцова.
Выученная беспомощность
Ваш запрос наводит меня на мысли о таком понятии в психологии, как «выученная беспомощность». По сути – это приобретенная или заученная беспомощность – состояние человека (у животных она тоже есть), при котором он не предпринимает попыток к улучшению своего состояния или положения вещей, хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или попыток избежать неудач).
Это когда я пять раз получила за контрольную 2 балла по разным темам математики. На шестую контрольную я даже не буду пытаться выполнить задания и смирюсь с поражением, хотя эта тема мне может быть действительно понятна и доступна.
Вытесненный страх неудачи
Так вот это состояние выученной беспомощности часто сопровождается ощущением невозможности контролировать ситуацию («От меня ничего не зависит, учительница мне все равно никогда не поставит нормальную оценку»).
У человека зарождается внутри много страхов. Но наша психика поразительна в своих защитах и приспосабливании к обстоятельствам. Мы начинаем вытеснять страхи, чтобы чувствовать себя лучше. Появляется вытесненный страх неудачи и бессознательное стремление ее избежать.
Это стремление избежать неудачу и движет вашей «фанатичным стремлением к порядку», злоупотреблением «планами и чек-листами», а также способствует пассивности в попытках сделать наконец что-либо.
Смещение с действий на псевдоцель
Ваши списки, режим, изучение теории и есть смещение на псевдоцель.
Это когда вы уделяете внимание другой деятельности, которая дает ощущение достижения результата.
Многие знакомы с этим: при необходимости написать дипломную работу – возникает жгучая потребность убрать квартиру и даже сделать генеральную уборку. При желании сменить работу – углубление в ненужную смежную теорию или решение неактуальных задач на ненавистной работе. При необходимости сделать конкретное действие – написание 10 списков как написать еще один список-списков.
Так, я однажды за день до защиты дипломной по психологии села учить английский по курсу на YouTube. И когда сама себе задала вопрос: «а зачем тебе это прямо сейчас?» – вразумительный ответ не нашла. По сути – я просто очень волновалась, что даже не предпринимала попыток сделать движение по направлению к важной цели, я изображала бурную деятельность сама перед собой. И именно эта деятельность казалась безопасной и позволяла дать ощущение контроля.
Согласитесь, это очень походе на вашу историю с режимом и теорией. По сути, вы сами себе придумываете задания, чтобы не делать то, что действительно важно и хочется. Причина – страх провала. Однако вы выбрали нерабочий способ справиться с этим – попытку контролировать все и вся и стремление делать все идеально (ну так не бывает же, даже идеальные танцоры тысячу раз падали на тренировках и набивали шишки прямо во время выступлений).
Что с этим делать?
- Признать в себе склонность к этому феномену.
- Начать распознавать порочный паттерн своего поведения: страх неудачи – бездействие или смещение на псевдоцель – еще большая неуверенность и страх (поисследуйте, в каких ситуациях вы прошли эту цепочку).
- Выявить негативно-поддерживающие факторы (например, осуждение себя за то, что не последовали своему же режиму или списку).
- Тренировка обратного – обеспечьте себе выученную веру в успех и удачу: создавайте себе безопасные ситуации гарантированного успеха (попробуйте сделать что-то заведомо плохо, не идеально и осознайте, что это не смертельно и вселенная от этого не схлопнулась).
- Проработать в идеале с психологом или психотерапевтом ситуации, где у вас были в прошлом неудачи, исцелить этот травматичный опыт с экспертом (на сеансе разрешите себе быть неидеальной, делать что-то для себя приятное, получать удовольствие от процесса, радоваться промежуточным успехам и маленьким неудачам).