Строили, разрушали и снова строили. Прошлое и будущее мостов Бобруйска и района

8843
Подготовила Татьяна ФЕДОСОВА. Фото Александра ЧУГУЕВА
До конца текущего года планируют начать глобальную реконструкцию одного из бобруйских мостов – Титовского. Мы узнали подробности грядущего события и вспомнили основные факты «биографии» крупных мостовых сооружений города и района.
20.04.2011. Бобруйск. Ремонт железнодорожного моста через реку Березина.
20.04.2011. Бобруйск. Ремонт железнодорожного моста через реку Березина.

Восстать из пепла, как Феникс

Пожалуй, самая насыщенная история – у нашего 250-метрового железнодорожного моста через Березину. Возведен он в начале 70-х годов XIX века в связи со строительством в наших краях новой ветки Либаво-Роменской железной дороги.

20.04.2011. Бобруйск. Ремонт железнодорожного моста через реку Березина.
20.04.2011. Бобруйск. Ремонт железнодорожного моста через реку Березина.

Поскольку первоначальная конструкция моста не допускала перемещения тяжелых локомотивов, уже в 1909-1911 годах была проведена его первая реконструкция: на имеющихся опорах установлено новое пролетное строение под один путь из трех ферм по 35 саженей.

ФАКТ. При обследовании моста в июле 1910 года Особой Высшей Комиссией было принято решение выделить 270300 рублей на установку новых пролетных строений на мосту через Березину.

Согласно источникам, уже в 1914 году из-за разрушения кирпичных опор строения ниже по течению появился новый мост. Очень скоро, в 1920 году, во время боев между польскими и российскими большевисткими войсками многострадальный железнодорожный мост был взорван, и был восстановлен лишь спустя четыре года и снова чуть ниже по течению.

В 1930 году по левой оси нового моста устанавливались пролетные строения, но долго простоять нетронутым этому мосту также не довелось.

В Великую Отечественную войну мост взрывали дважды: в 1941 году – свои, а спустя несколько лет – немцы. До 1946 года движение осуществлялось по временному мосту, восстановленному по трассе 1873 года на остатках кирпичных опор.

Взорванный немцами мост в Бобруйске. Фото из архива Бобруйского краеведческого музея.
Взорванный немцами мост в Бобруйске. Фото из архива Бобруйского краеведческого музея.

Затем бобруйский железнодорожный мост был возведен на прежнем месте по старой схеме, почти с нуля, но только под один левый путь, и с тех пор лишь переживает реконструкции, такие, как в 1995-м и в 2006-2012 годах, например.

Архивы свидетельствуют: «... В 22 часа 27 июня (1941) все мосты через Березину в районе Бобруйска были взорваны, а также сожжены мосты в районах Щатково и Стасевки...».
02.06.2021. Бобруйск. Титовский мост.
02.06.2021. Бобруйск. Титовский мост.

Старый автомобильный мост

Что касается автомобильных мостов, то в конце 1930-х, в период возведения типовых высоководных мостов через крупные реки, был построен, в том числе, и первый бобруйский железобетонный автомобильный мост, который долгое время был и единственным.

Титовский (названный так потому, что ведет в поселок Титовка на окраине Бобруйскаавт.) или Рогачевский (расположен на рогачевском направленииавт.) мост во время войны также был взорван и восстановлен лишь в 1957 году. На тот момент сооружение представляло собой трехпролетную металлическую конструкцию длиной 248 метров.

Подпись на обороте: «Новый мост через р. Березину, построен в 50-х годах». Фото из архива Бобруйского краеведческого музея.
Подпись на обороте: «Новый мост через р. Березину, построен в 50-х годах». Фото из архива Бобруйского краеведческого музея.

В 1998 году производился капитальный ремонт Титовского моста, а спустя еще 20 лет – ремонт возникших на нем деформационных швов.

ФАКТ. Немногие бобруйчане знают, что между железнодорожным и Титовским автомобильным был еще деревянный шоссейный мост. В войну его тоже пытались взорвать и сжечь, но несмотря на это, согласно источникам, он просуществовал до 1956 года, когда был признан аварийным, и даже после этого использовался, уже главным образом как пешеходный. А в 1965 году в ходе демонтажа мост этот рухнул, что повлекло человеческие жертвы и судебные разбирательства.

24.06.2014, Бобруйск. По курсу — новый «фандоковский» мост.
24.06.2014, Бобруйск. По курсу — новый «фандоковский» мост.

Новый автодорожный мост

Этот коробчато-тоннельный мост длиной более 400 метров с четырьмя полосами движения начали строить на рубеже 1980-90 годов как продолжение Георгиевского проспекта. Уже в процессе строительства – в 2000 году – при обследовании были обнаружены дефекты, которые потребовали немедленного устранения.

Торжественно открыли «фандоковский» (потому что рядом – ОАО «ФанДОК»авт.) мост в 2001 году. А в 2018-м здесь было ограничено движение большегрузных автомобилей, так как сооружение было признано потенциально аварийным.

24.06.2014, Бобруйск. Ремонт Щатковского моста.
24.06.2014, Бобруйск. Ремонт Щатковского моста.

Щатковский мост

Нельзя не упомянуть еще один хорошо знакомый местным автолюбителям мост, расположенный в Бобруйском районе – возле деревни Щатково, на трассе М5 Минск-Гомель.

Эта переправа через Березину знаменита в связи с событиями 1944 года: бой за обладание Щатковским мостом стал завершающим событием Бобруйской наступательной операции.

Предшественник нынешнего моста был построен на этом месте в конце 1970-х. Относительно недавно – в 2014 году – Щатковский мост был открыт после основательной реконструкции в связи с аварийным состоянием. Сейчас берега реки соединяет внушительная 450-метровая конструкция коробчатого сечения.

22.09.2016, Бобруйск. Рогачевская улица. Дорога на Титовский мост.
22.09.2016, Бобруйск. Рогачевская улица. Дорога на Титовский мост.

Мост в светлое «завтра»

В ближайшее время – как планируется, до конца 2021 года – грядет знаменательное событие: долгожданная глобальная реконструкция одного из вышеупомянутых мостов, Титовского. Заказчик – РУП «Минскавтодорцентр». Генподрядчик – ОАО «Мостострой».

Завершить все работы на этом мосту планируется в 2024 году, рассказал начальник управления инвестиционных проектов «Минскавтодорцентра» Дмитрий Русецкий.

Подробнее о грядущей стройке «ВБ» рассказал директор филиала МСУ № 2 ОАО «Мостострой» Сергей Рубченя. По его словам, реконструкция Титовского моста займет примерно 35 месяцев. Уже в декабре-2021 начнется отсыпка рабочих площадок, а в январе-2022 приступят к установке свай.

Работа над проектом уже прошла этап сбора геологических данных и экспертизу. Проект моста типовой, уже неоднократно «обкатанный». Из конструктивных особенностей можно отметить металлическое пролетное строение и железобетонные балки на крайних пролетах.

На бобруйском объекте, сообщил также Сергей Александрович, будет задействовано порядка 60-70 работников организации и специальная техника.

Работы на данном участке начнутся с возведения нового моста, затем старый разберут и на его месте построят другой. Таким образом, город на Березине получит современный автомобильный мост с улучшенными характеристиками и большой грузоподъемностью. Срок службы подобного металлического моста – 100 лет, в противовес устаревшим железобетонным, рассчитанным на 50-70 лет эксплуатации.

Об истории бобруйских мостов еще немного расскажут эти фото из фондов Бобруйского краеведческого музея:

«Остатки моста через р. Березину (Титовка)», – гласит подпись на обороте снимка.
«Остатки моста через р. Березину (Титовка)», – гласит подпись на обороте снимка.
«Бобруйск. Березина. Мост» – надпись на фото по-немецки.
«Бобруйск. Березина. Мост» – надпись на фото по-немецки.
«Бобруйск, на Березине» – еще одно фото из немецких архивов.
«Бобруйск, на Березине» – еще одно фото из немецких архивов.
«Бобруйск. Портовые ворота».
«Бобруйск. Портовые ворота».
Вид на реку Березину в Бобруйске.
Вид на реку Березину в Бобруйске.
«Бобруйскъ. Железный мостъ черезъ Березину» – надпись на фото указывает на время съемки, очевидно, еще до войны и, возможно, еще до революции.
«Бобруйскъ. Железный мостъ черезъ Березину» – надпись на фото указывает на время съемки, очевидно, еще до войны и, возможно, еще до революции.

Автор благодарит за помощь в подготовке этого материала сотрудников Бобруйского краеведческого музея.