Восстать из пепла, как Феникс
Пожалуй, самая насыщенная история – у нашего 250-метрового железнодорожного моста через Березину. Возведен он в начале 70-х годов XIX века в связи со строительством в наших краях новой ветки Либаво-Роменской железной дороги.
Поскольку первоначальная конструкция моста не допускала перемещения тяжелых локомотивов, уже в 1909-1911 годах была проведена его первая реконструкция: на имеющихся опорах установлено новое пролетное строение под один путь из трех ферм по 35 саженей.
ФАКТ. При обследовании моста в июле 1910 года Особой Высшей Комиссией было принято решение выделить 270300 рублей на установку новых пролетных строений на мосту через Березину.
Согласно источникам, уже в 1914 году из-за разрушения кирпичных опор строения ниже по течению появился новый мост. Очень скоро, в 1920 году, во время боев между польскими и российскими большевисткими войсками многострадальный железнодорожный мост был взорван, и был восстановлен лишь спустя четыре года и снова чуть ниже по течению.
В 1930 году по левой оси нового моста устанавливались пролетные строения, но долго простоять нетронутым этому мосту также не довелось.
В Великую Отечественную войну мост взрывали дважды: в 1941 году – свои, а спустя несколько лет – немцы. До 1946 года движение осуществлялось по временному мосту, восстановленному по трассе 1873 года на остатках кирпичных опор.
Затем бобруйский железнодорожный мост был возведен на прежнем месте по старой схеме, почти с нуля, но только под один левый путь, и с тех пор лишь переживает реконструкции, такие, как в 1995-м и в 2006-2012 годах, например.
Архивы свидетельствуют: «... В 22 часа 27 июня (1941) все мосты через Березину в районе Бобруйска были взорваны, а также сожжены мосты в районах Щатково и Стасевки...».
Старый автомобильный мост
Что касается автомобильных мостов, то в конце 1930-х, в период возведения типовых высоководных мостов через крупные реки, был построен, в том числе, и первый бобруйский железобетонный автомобильный мост, который долгое время был и единственным.
Титовский (названный так потому, что ведет в поселок Титовка на окраине Бобруйска – авт.) или Рогачевский (расположен на рогачевском направлении – авт.) мост во время войны также был взорван и восстановлен лишь в 1957 году. На тот момент сооружение представляло собой трехпролетную металлическую конструкцию длиной 248 метров.
В 1998 году производился капитальный ремонт Титовского моста, а спустя еще 20 лет – ремонт возникших на нем деформационных швов.
ФАКТ. Немногие бобруйчане знают, что между железнодорожным и Титовским автомобильным был еще деревянный шоссейный мост. В войну его тоже пытались взорвать и сжечь, но несмотря на это, согласно источникам, он просуществовал до 1956 года, когда был признан аварийным, и даже после этого использовался, уже главным образом как пешеходный. А в 1965 году в ходе демонтажа мост этот рухнул, что повлекло человеческие жертвы и судебные разбирательства.
Новый автодорожный мост
Этот коробчато-тоннельный мост длиной более 400 метров с четырьмя полосами движения начали строить на рубеже 1980-90 годов как продолжение Георгиевского проспекта. Уже в процессе строительства – в 2000 году – при обследовании были обнаружены дефекты, которые потребовали немедленного устранения.
Торжественно открыли «фандоковский» (потому что рядом – ОАО «ФанДОК» – авт.) мост в 2001 году. А в 2018-м здесь было ограничено движение большегрузных автомобилей, так как сооружение было признано потенциально аварийным.
Щатковский мост
Нельзя не упомянуть еще один хорошо знакомый местным автолюбителям мост, расположенный в Бобруйском районе – возле деревни Щатково, на трассе М5 Минск-Гомель.
Эта переправа через Березину знаменита в связи с событиями 1944 года: бой за обладание Щатковским мостом стал завершающим событием Бобруйской наступательной операции.
Предшественник нынешнего моста был построен на этом месте в конце 1970-х. Относительно недавно – в 2014 году – Щатковский мост был открыт после основательной реконструкции в связи с аварийным состоянием. Сейчас берега реки соединяет внушительная 450-метровая конструкция коробчатого сечения.
Мост в светлое «завтра»
В ближайшее время – как планируется, до конца 2021 года – грядет знаменательное событие: долгожданная глобальная реконструкция одного из вышеупомянутых мостов, Титовского. Заказчик – РУП «Минскавтодорцентр». Генподрядчик – ОАО «Мостострой».
Завершить все работы на этом мосту планируется в 2024 году, рассказал начальник управления инвестиционных проектов «Минскавтодорцентра» Дмитрий Русецкий.
Подробнее о грядущей стройке «ВБ» рассказал директор филиала МСУ № 2 ОАО «Мостострой» Сергей Рубченя. По его словам, реконструкция Титовского моста займет примерно 35 месяцев. Уже в декабре-2021 начнется отсыпка рабочих площадок, а в январе-2022 приступят к установке свай.
Работа над проектом уже прошла этап сбора геологических данных и экспертизу. Проект моста типовой, уже неоднократно «обкатанный». Из конструктивных особенностей можно отметить металлическое пролетное строение и железобетонные балки на крайних пролетах.
На бобруйском объекте, сообщил также Сергей Александрович, будет задействовано порядка 60-70 работников организации и специальная техника.
Работы на данном участке начнутся с возведения нового моста, затем старый разберут и на его месте построят другой. Таким образом, город на Березине получит современный автомобильный мост с улучшенными характеристиками и большой грузоподъемностью. Срок службы подобного металлического моста – 100 лет, в противовес устаревшим железобетонным, рассчитанным на 50-70 лет эксплуатации.
Об истории бобруйских мостов еще немного расскажут эти фото из фондов Бобруйского краеведческого музея:
Автор благодарит за помощь в подготовке этого материала сотрудников Бобруйского краеведческого музея.