«В свои 70 с лишним бабушка вязала без очков»
Свою бабушку, Анну Ивановну Матусевич, Елена Федосова помнит непременно со спицами в руках.
– Жили мы на Березинском форштадте, в переулке Клубном, – рассказывает она. – Для бабушки вязание было, главным образом, возможностью подзаработать. Летом она вязала рукавички, носочки, шарфики, осенью потом продавала. Еще вязала подзоры: это такие узоры из тонкой швейной нитки, которые пришивали к простыням для украшения кровати. У меня до сих пор хранится бабушкин подзор, он мне дорог как память.
В свои 70 с лишним бабушка вязала без очков.
– А я в 62 уже не вижу ничего, совсем «посадила» зрение с этим компьютером, – вздыхает Елена Михайловна.
Дар вязания унаследовала мама Елены Федосовой. Анна Тимофеевна Матусевич (по мужу Петрова) еще и вышивала – наволочки, картины. Ее увлечение передалось и супругу – отец Елены тоже вышил несколько картин. Одну из них – «Тройка» – наша героиня также бережно хранит.
– Мама рассказывала, что они с моим папой вместе садились на печку и вышивали, когда еще меня на свете не было, – улыбается собеседница.
Азы вязания на спицах, вышивки и шитья Лена освоила с ранних лет. Ее кукла была большой модницей, себе девочка могла связать шарф, но до определенного времени, говорит, не «горела» всем этим. Тем более что мама называла ее «безрукой», когда не могла объяснить дочке какие-то вещи.
– Дочь это совсем не стимулировало, – говорит Елена Михайловна.
«На спор за ночь вязала платье»
Но в 24 года Елена, по ее словам, «заболела» вязанием.
– В то время я работала в Польше, в военном санатории медсестрой (после школы Елена отучилась в Бобруйском медучилище – авт.), – вспоминает собеседница. – Со мной жила девочка из Лиды, она работала в трикотажном ателье. И вот как-то она показала мне: это называется столбик, это петля, это глухая петля и так далее. Тут все мне стало ясно и понятно, и с тех пор я вяжу. К тому же, в Польше тогда, в конце 70-х, ниток было «море». Я даже на спор за ночь вязала платье.
Когда в 1982-м Елена Федосова вернулась в Бобруйск, нужно было «марку держать», одеваться красиво, и она продолжила рукодельничать. Потом своя семья появилась, хочешь-не хочешь, а надо было что-то дочке связать, мужу, да и самой по-прежнему нравилось выглядеть хорошо. А в вещах ручной работы это получалось.
Более 30 лет Елена Федосова отработала медсестрой в нейрохирургическом отделении больницы, но при этом постоянно что-то делала руками. Расписывала деревянные доски, обтягивала бутылки и вазы кожей, шила, плела ковры, вязала куклы, увлеклась декупажем, делала разные поделки из винных пробок... Елена Михайловна смеется, что в этом смысле она очень «жадная»: увидит какую-то вещь, и ей нужно обязательно так же сделать.
– Увидела вещи вязаные в технике фриформ – о, это интересно, надо попробовать! – рассказывает она. –Услышала про джурабы – красочные и теплые восточные носки, освоила и это. Познакомилась с техникой «ирландское кружево» и на какое-то время «заболела» ею! Что-то типа спортивного интереса: получится или нет.
Сейчас Елену Федосову больше всего привлекает вязание крючком в разных техниках.
«Муж говорит: зачем тебе это?»
В гардеробе мастерицы и сегодня полно оригинальных вещей, которые она связала сама: платья, костюмы, кофточки, платки и даже пальто. Все салфетки, скатерти в частном доме Елены Федосовой связаны и сшиты ее руками, оттого здесь как-то особенно уютно. Добавляют домашней атмосферы и множество пледов разных цветов и вязок.
– За жизнь я навязала много вещей себе и дочери, что-то стало маловато, что-то из моды вышло, а распускать и вязать новую одежду – уже не то. Думала-думала, что же из этого сделать? Наткнулась в интернете на красивый плед, и у меня пошел бум на пледы, – смеется Елена Михайловна. – Муж говорит: зачем тебе это? А я говорю: мои подруги любят у меня собираться. Вечером, когда прохладно, так здорово в саду укутаться в пледы, пить чай и болтать.
А вот на заказ мастерица категорически не вяжет.
– Во-первых, ручной труд дорог, – объясняет она. – Знаю, что цена на вещи в стиле ирландского кружева доходит до 200 долларов, я не смогу назвать такую цену. И еще такой момент: человек приносит нитки и говорит, что надо связать то-то. Объясняю, что эти нитки не подходят для этой вещи, но тот уже настроился. Вяжу, но результат меня только огорчает.
– К тому же, вязать я могу, только когда есть вдохновение, – добавляет Елена Михайловна.
«Многие обращают внимание»
Сегодня почти все можно купить, но Елена Федосова уверена: вещи ручной работы уникальны, приятно быть не похожим на многих.
– Когда я впервые вышла в кофточке, связанной в технике ирландское кружево, идет мимо женщина и говорит: «Как это красиво смотрится на вас, вы сами вязали?» – вспоминает она. – Уже прошла мимо, оборачивается и все говорит: «Ой, как красиво». Многие обращают внимание, когда иду в самовязанных вещах.
Рукоделием Елена «заразила» и свою дочь Дарину. Та умеет многое, но не всегда хватает времени на хобби.
4-летний внук Роман очень любит все красивое. У мальчика полно вещей, связанных бабушкой, он большой модник и привереда в одежде, улыбается Елена Михайловна.
– У вязальщиц есть такой девиз: не знаю, зачем, но вяжу, – подытоживает рукодельница. – Когда сижу за компьютером или телевизором и смотрю фильм, мои руки должны что-то делать. Вот такая у меня творческая самореализация, отдушина.
Кстати
10 ноября был Международный день вышивальщиц. Его празднуют в День святой Параскевы (Параскевы-Пятницы), христианской великомученицы III века. Любители вышивки считают ее своей покровительницей. Поздравляем всех вышивальщиц!