В Минспорта пояснили, как будет решаться вопрос сорванных путевок на отдых

971
Ирина ГОРОВЦОВА, фото обложки: архив "ВБ"
Министерство спорта и туризма пояснило правила возврата денег за путевки при отмене тура, отказе туриста от поездки или принятия странами мер по сдерживанию коронавируса COVID-19.

Информацию сообщили на сайте министерства.

Вот несколько пунктов, которые стоит учесть:

Несмотря на ситуацию с коронавирусом, договор оказания туристических услуг расторгается на общих основаниях в порядке, установленном законодательством.

Стороны могут изменить договор или расторгнуть его с учетом существенного изменения обстоятельств.

Как пояснили в Минспорте, к существенному изменению обстоятельств следует относить меры, принимаемые из-за пандемии. Например, если из-за карантина, режима чрезвычайного положения закрыты места, которые должен был посетить турист, или страна вообще не принимает иностранцев. К существенному изменению обстоятельств относят невозможность оказания услуг из-за отмены рейсов авиакомпаниями, путешествий туроператорами.

При расторжении договора оказания туруслуг из-за существенного изменения обстоятельств наступают правовые последствия, предусмотренные п.1 ст.386 Гражданского кодекса и п.56 Правил оказания туристических услуг.

– Следует отметить, что, на наш взгляд, болезнь заказчика (участника туристической деятельности), его родственников или знакомых не признается существенным изменением обстоятельств либо непреодолимой силой, то есть чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельством, – отметили в Минспорте.

Если ограничительные меры не будут продлеваться и поездка запланирована после даты их снятия, расторжение договоров возможно на общих основаниях в порядке, установленном законодательством.

Турист может отказаться от поездки при условии оплаты турфирме фактически понесенных расходов. Они должны быть подтверждены документально.

Туркомпания должна доказать фактически понесенные расходы и обязана принять меры для их уменьшения. Если она не предоставила доказательств таких расходов, то должна вернуть деньги клиенту в полном объеме.

– Односторонний отказ заказчика является его правом, а не фактом ненадлежащего исполнения обязательств. В этой связи исполнителем не могут удерживаться с заказчика другие расходы (штрафы, пени и иные), – подчеркнули в Минспорте.

В договоре могут быть предусмотрены условия об уплате клиентом неустойки с учетом п.53 Правил оказания туристических услуг (при нарушении сроков оплаты турпоездки). При этом требования об оплате тура и взыскании признаются обоснованными, если стороны не захотели расторгнуть договор либо в договор не внесены соответствующие изменения. В то же время суд может уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения сторонами своих обязательств.

Отказаться в одностороннем порядке от выполнения своих обязательств может не только клиент, но и туркомпания. В соответствии с п.2 ст.736 Гражданского кодекса исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Аналогичная норма определена законом "О туризме" и Правилами оказания туруслуг.

В зависимости от того, договор расторгается в силу существенного изменения обстоятельств или в одностороннем порядке, законодательством установлены различные сроки возврата денег туристу.

В Минспорте обратили внимание, что сам факт существенного изменения обстоятельств автоматически не влечет расторжение договора оказания туруслуг. Есть также возможность изменить его, например, в части программы путешествия.

Независимо от того, в какой части в договор вносятся изменения, новые условия нужно зафиксировать письменно. Это требование особенно касается таких условий договора, как стоимость туруслуг, срок и порядок их оплаты, программа путешествия.

Если возникла спорная ситуация с турфирмой, можно урегулировать ее в досудебном порядке или обратиться в суд. В этом случае турист освобождается от уплаты госпошлины за подачу иска.