«Зрители видят только картинку, за которой спрятано много труда». Учительница музыки – о своей работе

3067
Виктория ШАХРАЙ. Фото Дениса СУДНИКА.
О трудностях работы, детских мечтах и стереотипах рассказала баянистка Дарья Яковлева.
Дарья Яковлева.
Дарья Яковлева.

Дарья окончила ДШИ 1 №1 им. Е. К. Тикоцкого и работает в ней уже второй год. Пришла в школу в августе 2017 года по распределению. Окончила могилевский государственный музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова, потом Белорусский государственный университет культуры и искусств в Минске.

Как и каждый учитель в музыкальной школе, Дарья работает по индивидуальному графику, который составляет самостоятельно, учитывая пожелания детей. В нерабочее время могут быть концерты, конкурсы.

Индивидуально Дарья занимается с десятью детьми, на каждого ученика выходит по два часа специальности в неделю, с некоторыми детьми еще и третий час ансамбля.

Дарья обучает игре на баяне и аккордеоне.
Дарья обучает игре на баяне и аккордеоне.

Кроме этого, Дарья руководит оркестром русских народных инструментов. В нем играют 30 детей и 10 преподавателей.

– На оркестр времени уходит очень много, потому что это не только сводная репетиция всего оркестра, но и занятия с каждой группой оркестра, – рассказала Дарья. – Репетируем с группами баянов, балалаек, домр. А иногда занимаемся и индивидуально с оркестрантами.

А в свободное время Дарья ищет и пишет партитуры для оркестра.

Еще Дарья играет на баяне в народном инструментальном ансамбле преподавателей школы. На работу в ансамбле уходит 2-3 часа в неделю. А в неделю перед концертом репетиции проходят каждый день по часу.

– Я люблю видеть счастливых детей с горящими глазками на своих уроках, люблю выступать на концертах и с детьми, и самой, – признается Дарья. – Больше всего в своей работе нравится видеть, что все мои старания и труды не напрасны.

При этом «бумажная» часть работы Дарью не привлекает:

– Не скажу, что это очень тяжело, но удовольствия не приносит, – улыбается баянистка.

На репетиции в ансамбле «Бурлеска» уходит по 2-3 часа в неделю минимум.
На репетиции в ансамбле «Бурлеска» уходит по 2-3 часа в неделю минимум.

Первый год работы запомнился Дарье тем, что она начала заниматься в восемью первоклашками и практически сразу играть в «Бурлеске»:

– Восемь первоклашек сразу – это действительно много, хотя я поняла это только теперь, – вспоминает Дарья. – А руководитель «Бурлески» Ирина Владимировна предложила мне играть в ансамбле 26 августа, при том, что первое выступление было уже 1 сентября!

– В детстве я мечтала стать известной певицей, чтоб все меня обязательно знали и восхищались, – смеется Дарья. – Но лет в 14 у меня уже не было таких розовых мечтаний, я просто поняла, что хочу заниматься музыкой, но инструментальной.

В оркестре русских народных инструментов занимаются не только дети, но и педагоги.
В оркестре русских народных инструментов занимаются не только дети, но и педагоги.

Дарья считает, что зарплата у нее достойная, «особенно учитывая, какие по городу зарплаты у других людей». Баянистка живет с родителями, денег ей хватает и на покупку вещей, и для того, чтобы отложить «на черный день».

Дарья считает, что «чем больше человек работает, тем меньше устает»:

– Но много мероприятий подряд за короткое время выматывают.

Преподаватель успевает еще играть в оркестре в районном центре культуры, заниматься спортом и помогать родным:

– Если захотеть, время всегда найдется, – убеждена Дарья.

При этом баянистка признается, порой ей хотелось бросить музыку:

– Например, в музыкальной школе, когда мне было лень заниматься и хотелось больше свободного времени, – вспоминает она.

С оркестром русских народных инструментов Дарья встречается раз в неделю, дополнительно проводит групповые и индивидуальные репетиции.
С оркестром русских народных инструментов Дарья встречается раз в неделю, дополнительно проводит групповые и индивидуальные репетиции.

А когда училась в университете Дарью посещали мысли о том, что стоит бросить музыку потому, что в этой сфере не заработать денег, «как мне тогда казалось». Но, когда вставал вопрос о том, куда пойти, баянистка понимала, что она не умеет ничего другого и никакое другое занятие ей не будет приносить такого удовольствия.

Во время учебы Дарья подрабатывала. С первого же курса на полставки работала в общеобразовательной школе учителем музыки – преподавала аккордеон на факультативных занятиях. Ее дети брали места в городских конкурсах. А на третьем году администрация Московского района Минска вручила грамоту за результативный труд в обучении детей.

В повседневности Дарья сталкивается с различными стереотипами, касающимися ее работы. Например, часто можно услышать, что «музыка – не работа, пришел, пальчиками подрыгал и все, а вот на заводе – там работа»:

– Но люди, которые хотя бы ходили в музыкальную школу, понимают, что игра на инструменте – такой же тяжелый труд, как и всякая работа.

Такое же отношение Дарья встречала и к профессии дирижера: «стоит, палочкой машет в все».

– Но вы же видите только картинку, – объясняет Дарья. – Да, мы играем легко и непринужденно, чтобы зрители испытали приятные чувства. Но за этой легкостью много хлопот, репетиций, много труда.

На оркестр Дарья тратит и нерабочее время – подбирает и пишет партитуры.
На оркестр Дарья тратит и нерабочее время – подбирает и пишет партитуры.

Дарья убеждена, что баян давно перестал быть мужским инструментом.

– Думаю, что на формирование этого стереотипа повлияли традиционные гармонисты, которые сопровождали музыкой деревенские праздники, – рассказала Дарья. – Но сейчас баян – академический инструмент, популярный как у мальчиков, так и у девочек.

Сама Дарья выбрала этот инструмент в первом классе общеобразовательной школы:

– Тогда к нам пришла учительница и сказала, что набирает детей по классу баяна. Я тогда даже не знала, что это за инструмент, но почему-то захотела играть на нем. Помню, закатила дома истерику, потому что мама меня отговаривала: «Даша, ну баян же больше подходит мужчинам. Давай на фортепиано или на скрипку»… Но нет, я захотела на баян.

Дарья рассказала, что маникюр у баянисток должен быть короткий, чтоб пальца не прогибались и рука становилась правильно.

– Особенно в подростковом возрасте это была больная тема, – вспоминает она, – я хотела красивые длинные ногти, но было нельзя.

В повседневности Дарья слушает разную музыку, «от рока до попсы».

– Когда хочется расслабиться, слушаю спокойную инструментальную музыку. Но очень не люблю песни с нецензурными текстами.

На конкурсе детских оркестров «Оркестрино» в этом году (Минск) оркестр под руководством Дарьи занял первое место.
На конкурсе детских оркестров «Оркестрино» в этом году (Минск) оркестр под руководством Дарьи занял первое место.

По словам преподавателя, чаще всего дети сами хотят заниматься в музыкальной школе, потому что в первое время им любопытно. Но проходит время, ребенок понимает, что тратит свое свободное время на учебу, и интерес угасает. Тут обычно подключаются родители, начинают заставлять ребенка заниматься.

– Но стоит ученику увидеть результат, просто выучить песню или даже выступить на концерте, энтузиазм сразу просыпается, желание заниматься просто льется рекой. Но когда надо снова разучивать новую трудную пьесу, снова ребенок начинает лениться – тут своеобразные «качели».

Дарья считает, что учеба в музыкальной школе полезна для любого ребенка. Даже если после этого он не свяжет свою профессию с музыкой. Ведь пальцевая моторика способствует развитию мозговой деятельности и облегчает учебу в общеобразовательной школе.

– Ребенок приобщается к классической музыке, это помогает воспитывать образованного человека, – убеждена педагог.

А участвуя в хорах, ансамблях, оркестрах, дети приучаются правильно себя вести в коллективе, ответственно работать.

– Музыкальная школа – это еще и просто интересная жизнь с репетициями, общением, путешествиями и выступлениями, – добавляет Дарья.