С начала 2019 года на слуху как минимум пять случаев жестокого обращения с животными. Так, житель Бобруйского района повесил на дереве чужую собаку из-за того, что она задушила его курицу. Спустя несколько дней, 22 января, обратились в милицию жители Могилева: на дереве в парке несколько дней висел труп собаки. Еще один в Могилеве обнаружили в начале февраля. Местные жители уверены, что пса отравили, однако причастных пока не нашли. А 28 января в Брестской области обнаружили собаку, избитую до полусмерти. Сейчас ею занимаются зоозащитники. Пятого февраля в Каменецком районе нашли трупы пяти собак. Как выяснилось, их до смерти забил палкой местный житель.
При этом наказания за подобные действия многие считают слишком мягкими. Например, бобруйчанина, который в прошлом году сбросил собаку с восьмого этажа, приговорили к 240 часам общественных работ. А на сельчанина, повесившего собаку, составлен административный протокол. Ему грозит штраф от 10 до 30 базовых величин или административный арест.
Что по закону
Наказание за «Жестокое обращение с животными, повлекшее увечье или гибель животного, совершенное из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений» существует давно, но только административное. Статья в Уголовном кодексе появилась лишь в 2015 году после многолетних требований зоозащитников.
Максимальная санкция – один год ограничения или лишения свободы. Однако она применяется, только если преступление совершено повторно или группой лиц (и то не обязательно). Если же живодер всего-то впервые убил или покалечил животное и действовал один, то ему грозят лишь штраф, исправработы или арест до трех месяцев.
После введения уголовной статьи защитники животных не раз требовали ее ужесточить. В 2018 году, например, собрали 2233 подписи под петицией, которую затем направили в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. В ответ получили лишь «вопрос требует детальной проработки, может быть рассмотрен». Отдельного закона «О жестоком обращении с животными», которого добиваются общественные организации, в Беларуси до сих пор нет.
Зоозащитники: наказание слишком лояльно
Ирина Ковалерова, председатель БОЗЖ «Добродетель», считает справедливым и логичным, что за жестокое обращение с животными существует уголовная ответственность. Однако год лишения свободы как максимальная мера наказания по данной статье, по ее мнению, не всегда соответствует преступлению, если речь идет об увечье или убийстве беззащитного животного.
– Год тюрьмы – это слишком лояльно, – считает Ирина.
С ней согласна и Наталья Черепович, заместитель председателя правления БОЗЖ «Пять свобод».
– В каждом конкретном случае пусть разбирается суд, но уголовная ответственность за жестокое обращение должна обязательно быть, – уверена Наталья. – И об этом нужно говорить в СМИ всех уровней. Многие люди, особенно в сельской местности, вообще не знают о том, что жестокое обращение с животными уголовно наказуемо.
«Обыденное» преступление, которое сложно доказать
По словам Натальи Черепович, их волонтерам периодически звонят люди и сообщают, что в соседней квартире избивают собаку или, к примеру, зимой держат гладкошерстного щенка на незастекленном балконе. Бывали случаи, когда в частном секторе люди замечали, что хозяева не кормят собаку по нескольку дней, он истощен до предела.
– Представьте, через что придется пройти волонтеру или организации, если они захотят вызывать милицию и привлечь человека к ответственности на официальном уровне. Нас никто не пустит в дом или двор, не даст забрать несчастное животное (это же «собственность» хозяев), обвинят во всех грехах. Это очень сложно, поэтому мы стараемся хотя бы просто идти на контакт с людьми и предлагать им помощь, если они сами не справляются с животными.
Ирина Ковалерова рассказала, что за последние годы ее общество несколько раз лечило котов, которым дети поджигали хвосты ради развлечения. А однажды нашли котенка, которому кто-то вскрыл бок. Спасти животное не успели, виновного так и не нашли.
Грани жестокости
– Я бы приравнивала к жестокому обращению и ситуации, когда люди выбрасывают своих питомцев на улицу, – добавляет Ирина. – От этого страдают не только сами животные. Стаи собак на улицах и покусанные люди – таков итог безответственности.
Иногда хозяева, «наигравшись», банально привязывают своих собак ко входу в приют или просто на улице и оставляют. Звонки в «Пять свобод», говорит Наталья, раздаются несколько раз в неделю: «Заберите у нас собаку, мы уезжаем», «Заберите у меня собаку, мне ее кормить нечем» и т.д.
– Что это, если не жестокое обращение с животными? – задает Наталья риторический для нее вопрос.
Психиатр: жесткость – в любом случае патология
Откуда берется в людях жестокость к братьям меньшим, мы спросили у заведующей Бобруйским межрайонным психоневрологическим диспансером Елены Хорошавка.
– Жестокое обращение с животными и людьми свойственно некоторым заболеваниям. Но, как показывает опыт, чаще всего это не болезнь, а патология личности, – объясняет Елена Аркадьевна. – Это практически не лечится, просто человек сформировался и живет с деформированной личностью. Таких людей еще называют социопатами. Они имеют какое-то специфическое отклонение, которое проявляется только в этом. Издеваясь над животными, такие люди переносят на них свою внутреннюю агрессию и жесткость и поэтому не трогают людей. Не исключено, что в какой-то момент их агрессия может переключиться и на человека.
Другое дело, говорит психиатр, когда жестокие поступки совершают дети:
– В отличие от взрослых, они могут не понимать смысла своих действий. Но если родители вовремя не пресекут такие поступки, не объяснят, что так делать нельзя, то в более позднем возрасте это может проявиться в виде уже осознанного влечения к живодерству.
Глас народа: что об этом думают бобруйчане
Дмитрий, прохожий:
– Большие штрафы и срок – это, может, и правильно, но тогда придется как минимум полгорода оштрафовать. Мы жили все детство в частном секторе. Если собак, к примеру, еще хоть как-то жалели, потому что собака – все-таки охранник, то коты вообще воспринимались как вредители, котов никто не жалел.
Светлана, педагог в колледже:
– Я даже не знала про то, что у нас можно за это получить срок, если честно. Но существование уголовного наказания справедливо на 100%. Если человек в состоянии поднять руку и убить животное, тем более живущее с ним рядом и доверяющее «своему человеку», эмоционально к нему привязанное, то он однозначно заслуживает уголовного наказания. Может, даже и большего, чем просто один год лишения свободы. Я знаю людей, которые могут легко могут «набить морду» человеку, но при этом не потерпят, чтобы кто-то обидел котенка, потому что котенок – беззащитный. При этом я не знаю людей, которые бы мучили животных, но замечательно относились к людям. Так не бывает.
Иван Фесько, автослесарь:
– Наказание точно должно быть, поскольку человек, который жестоко обращается с животными, явно нездоров, его надо или лечить, или изолировать от общества. Но здесь есть нюансы: одно дело, например, хозяин убил (предположим, усыпил или застрелил) собаку по каким-то объективным для него причинам (она его почему-то не устраивала и он не смог по-другому решить этот вопрос). Да, он лишил животное жизни, но я считаю, что это нормально.
Другое дело, когда какой-то псих вывешивает собаку на всеобщее обозрение. Да даже и не на всеобщее, а просто – мучает животное и издевается над ним. Это совершенно разные вещи, и, я считаю, в суде должны решать и разбираться по обстоятельствам. В первом случае, на мой взгляд, это личное дело человека, а во втором – уголовно наказуемое деяние.